Украинский чек и объемы продаж
Средний чек на Black Friday в 2017 году составил 2603 гривны или на 13 гривен (0,5%) больше, чем в прошлом году, подсчитали в скидочном сервисе Picodi.com. Средний размер скидки составил 2302 гривны или на 21 гривну меньше, чем в прошлом году. То есть средний чек вырос меньше уровня инфляции, который составил 13,6% (ноябрь 2017 года к ноябрю прошлого года), а магазины за год стали еще прижимистее. Однако по сравнению с обычными днями в дни распродаж активность покупателей выросла на 1303%, сообщается в отчете.
Некоторые магазины хитрили и растягивали "черную пятницу" на все выходные или запускали скидки заранее. Так делали Rozetka, JYSK, Comfy, Эльдорадо, MOYO и другие. При этом многие магазины оказались неготовы рассказывать о старте предновогодних распродаж.
Маркетологи, с которыми LB.ua удалось связаться, подчеркивали, что "черная пятница" в 2017 году превзошла прошлогоднюю. В City.com, например, в дни акционных продаж выторг подскочил в четыре раза. В сети JYSK, по сравнению с показателями 2016 года, продажи на Black Friday увеличились на 40%, в онлайн-магазине LeBoutique - на 35%, в интернет-магазине Umart – на 70%.
В интернет-магазине техники City.com средняя скидка достигала 15-20%, максимальная - 40%. Уценены были только избранные товары: смартфоны, ноутбуки, планшеты и другие гаджеты. Самым большим спросом пользовались смартфоны. Некоторые из них «вымылись из ассортимента в первые же часы акции».
В LeBoutique придерживались другой маркетинговой политики – акционные предложения действовали на все товары онлайн-шопинг-клуба. В среднем цены на одежду были на 50% ниже регулярных. А цены на бытовую химию и косметику упали на 30-35%.
LeBoutique объединил товары в тематические категории. По итогам "черной пятницы" самыми популярными категориями оказались трикотаж, блузы, платья и пальто и коллекция одежды в элегантном стиле.
Интернет-магазин Umart отобрал около 2000 товаров для Black Friday. Наиболее востребованными были товары для кухни и подарки. А хитом продаж стала овощерезка. Средний размер скидок составил около 40%. Максимальный - 70%.
В JYSK пятничная акция распространялась на большинство товаров. Это были столы, офисные кресла, матрацы, диваны, пледы, покрывала, зеркала, одеяла, подушки, полотенца. Скидки колебались от 50% до 70%.
Вопрос «честной цены»
На вопрос, чем отличаются между собой американский и отечественный опыт организации Black Friday, маркетологи говорили о «честных скидках, которых не придерживаются многие украинские ритейлеры». Некоторые торговцы завышают стоимост товара перед акцией. По мнению Алексея Тихонова, ведущего интернет-маркетолога City.com, это нечестная практика, которая подрывает доверие не только к Black Friday, но и к любым распродажам в Украине. Клиенты рационально подходят к покупкам, и обман быстро раскрывается.
В City.com говорят, что завышением цен накануне распродаж «грешат» в основном ритейлеры одежды. В LeBoutique, наоборот, укоряют торговцев техникой: в США скидки на технику больше, чем в Укарине. Юлия Шилова, директор по маркетингу LeBoutique, допускает, что эта ситуация изменится, если "черная пятница" станет более массовым явлением, и если магазины будут готовить товары для распродажи заранее.
Ирина Надкерничная, маркетолог JYSK, подчеркивает, что ажиотаж вокруг Black Friday уже есть и растет с каждым годом. "Остается оправдать надежды на большие скидки", - заключает Надкерничная.