ГлавнаяЭкономикаДержава

Порошенко с Алиевым вспомнили о проекте "Одесса-Броды". Что это значит?

Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев снова вспомнил о проекте "Одесса-Броды", выступая в Баку на пресс-конференции после встречи с президентом Украины Петром Порошенко. "Мы серьезно обсудили реализацию проекта "Одесса-Броды", ведь Азербайджан поставляет на европейский рынок большие объемы нефти", - цитирует Алиева издание Haqqin. Что это за проект? Означают ли слова президента Азербайджана, что проект будет реализован в ближайшем будущем? Давайте разберемся.

Фото: пресс-служба президента Украины

Что такое "Одесса-Броды"

"Одесса-Броды" - нефтепровод, построенный в 1996-2001 годах между украинским портовым городом Одесса на Черном море до украинского же города Броды во Львовской области на границе с Польшей.

В Бродах нефтепровод стыкуется с еще советским нефтепроводом "Дружба", который тянется в общей сложности через 11 стран. Идет из России в Беларусь, где развлетвляется на два участка: северный (Польша, Германия, и с 2006 года не работающее направление на Латвию и Литву) и южный (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия).

"Одесса-Броды" - украинская часть более масштабного проекта по строительству нефтетранспортного коридора для поставок Каспийской нефти в Европу (прежде всего из Азербайджана в Польшу).

Вот как это выглядит на карте:

Фото: http://sarmatia.com.pl/en/eaotc-project/goals/

Как используется нефтепровод сейчас

Первые годы после постройки нефтепровод простаивал из-за отсутствия сырья и в 2004 году был запущен в обратном (реверсном) режиме для прокачки российской нефти из системы "Дружба" в Одессу для перегрузки на танкеры. В 2010 году российские компании остановили поставки нефти. Нефтепровод "Одесса-Броды" начала использовать Беларусь, прокачивая на свой завод в Мозыре венесуэльскую и азербайджанскую нефть. С конца 2011 года Беларусь также прекратила использовать трубопровод. Сейчас нефтепровод "Одесса-Броды" снова простаивает.

Для полноценного запуска системы нужно соединить трубами украинские Броды и польский порт Гданськ. Для этого надо протянуть трубу хотя бы до польских нефтехранилищ в Адамово (317 км), откуда сейчас идут поставки российской нефти через Плоцк на Гданськ. В 2013 году Еврокомиссия внесла проект достройки трубы до Адамово в список из 250 самых приоритетных инфраструктурных проектов "общего интереса" на 2014-2020 годы.

Фото: http://gazeta.zn.ua

Впрочем, ранее ЕС уже обещал выделить на эти цели около 120 млн евро международному трубопроводному предприятию "Сарматия". Средства предназначены исключительно для достройки части нефтепровода на территории Польши, они покрывали около 25% стоимости достройки польского участка транспортного коридора. Остальные 75% "Сарматия" должна была получить от своих акционеров (об этом подробнее ниже). Деньги можно было бы использовать при условии, что трубопровод будет достроен до 2015 года. Но этого так и не случилось. По информации "Зеркала недели", Польша пустила эти средства на другой проект.

Польская сторона несколько раз высказывала сомнения, что трубопровод будет заполнен. "Отсутствуют гарантии поставок соответствующих объемов каспийской нефти по соответствующей цене", - заявлял в 2014 году посол Польши в Украине Генрик Литвин. Из-за этого, по словам Литвина, инвесторы не хотели вкладывать деньги для достройки нефтепровода.

Что за "Сарматия"

Международное трубопроводное предприятие (МТП) "Сарматия" было создано в июле 2004 года польской госкомпанией PERN "Przyjaźń" и украинским госпредприятием ОАО "Укртранснафта".

В 2007 году в состав ООО МТП "Сарматия" вошли азербайджанская госкомпания SOCAR, грузинская Oil and Gas Corporation и литовская Klaipedos Nafta. Министры Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины подписали Соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе, назначив ООО МТП “Сарматиа” главным исполнителем проекта по достройке евроазиатского нефтетранспортного коридора.

Список акционеров предприятия и их доли можно увидеть на его сайте.

Перспективы проекта

Вопрос реализации проекта поднимается на международном уровне довольно часто. Например, в 2012 году министр промышленности и энергетики Азербайджана, бывший руководитель SOCAR Натиг Алиев на вопрос LB.ua заявил, что его страна готова загрузить нефтепровод "Одесса-Броды" сырой нефтью, как только он будет достроен. Периодически тема продолжения строительства нефтепровода всплывает в польской прессе. По словам украинского министра энергетики Игоря Насалика, к идее поставок нефти через Одессу проявлял интерес даже Иран, с которого сняли санкции.

Однако перспективы развития проекта до сих пор остаются туманными из-за того, что он (1) требует больших инвестиций без понятной перспективы окупаемости на фоне падения цен на нефть в мире; (2) испытывает явное или скрытое сопротивление со стороны России, которая поставляет свою нефть в Европу по еще советским нефтепроводам, Турции, которая лоббирует альтернативный проект поставок нефти Каспийского региона в Европу через свою территорию, и со стороны других игроков.

Были бы рады ошибиться, но скорее всего упоминание "Одесса-Броды" на встрече Порошенко с Алиевым - это ритуальное заклинание, а не шаг вперед в реализации проекта. И в более сытные для богатого нефтью Азербайджана времена вопрос гарантий загрузки трубы сырой нефтью не решался, несмотря на обещанную 50% скидку на разгрузку нефти в Одессе со стороны Украины. Сейчас же экономика Азербайджана переживает не лучшие времена.

Ольга КутішенкоОльга Кутішенко, журналістка
Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram