Но для экономических реформ нужны деньги. Поэтому высококлассные экономические советники (например, Клейтон Кристенсен) рекомендуют приступать к реформам, когда дела в хозяйстве идут хорошо. Потому как они знают, что в плохие времена не до реформ. Правительства, пришедшие к власти демократическим путем, как правило, всеми силами пытаются только стабилизировать экономическую ситуацию, радикально не меняя «правил игры», так как пребывание их во власти всецело зависит от электората, и они связаны предвыборными обещаниями по рукам и ногам. Что, как мы видим, и происходит сейчас у нас.
Однако, теперь у нас особенная стадия экономического развития (вернее - деградации) – стремительно подходит к концу фаза развития, которая состояла в паразитировании на экономическом наследстве УССР. И стратегически страну уже не спасут «косметические» действия нынешнего правительства. Без структурных реформ во время протекания в мире современной промышленной и информационной революций нам не выжить. Или мы эти реформы реализуем, или прекратим свое существование как независимое государство. Где же нам взять деньги на эти перемены?
Я уже писал, что акцент при организации трансформации нашей экономики следует делать на инновационные подходы, а не на инвестиционные. Но, деньги, пусть не в колоссальных объемах, необходимы. А где их взять, если банки «в долгую» не кредитуют (как предполагает европейская «континентальная модель»), а венчурная финансовая система (основанная на фондовом рынке, как в США) в нашей стране отсутствует? Эти денежные средства могут быть консолидированы государством, которое разумной налоговой политикой могло бы перераспределить их из других сфер. Но, где находятся эти сферы развития?
На мой взгляд, таких сфер экономики, в которых можно получать достаточно быстрые деньги, сейчас в Украине всего две. Это - сельское хозяйство и туризм. О сельском хозяйстве я уже писал. Теперь хотел бы поговорить о туризме.
Люди любят путешествовать и открывать новые места. Особенно любят путешествовать пенсионеры развитых стран, которые всю жизнь напряженно работали, скопили значительные сбережения и теперь готовы вкладывать их в путешествия и сохранение своего здоровья. Причем они часто предпочитают не только комфортабельные места отдыха, но и хотят совершать для себя открытия на новых для них территориях. С другой стороны, в развитых странах существуют высокие тарифы на услуги здравоохранения. И многие пациенты предпочитают лечиться за рубежом. В последнее десятилетие прошлого века и все годы текущего века в мире бурно развивается медицинский туризм, который приносит государствам и обществам весьма неплохие доходы.
Данные, которые были озвучены на международном конгрессе по медицинскому туризму (Global Wellness Tourism Congress – GWTC), говорят о том, что рынок медицинского туризма показывает высокие темпы роста. Согласно этим данным, сектор международного медицинского туризма рос в среднем на 9,9% в год за предыдущие 5 лет (что почти в два раза выше, чем по отрасли туризма в целом) и достигнет 678,5 миллиардов долларов к 2017 году, что составит 16% от общего объема доходов от туризма.
В настоящее время центры мирового медицинского туризма смещаются в развивающиеся страны. По данным Global Spa & Wellness Summit (GSWS) к 2017 году 50% рынка медицинского туризма будет приходиться на страны Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Авторитетная консалтинговая компания McKinsey считает, что люди любят лечиться за рубежом, потому что хотят получать, прежде всего, высокотехнологические медицинские услуги, рассчитывают на более высокое качество услуг, чем у них в стране, и пытаются сэкономить на лечении. Также играет роль временной фактор (если им предстоит долгое ожидании медицинского лечения в своей стране, кстати, Стив Джобс не в последнюю очередь умер потому, что долго ждал в США своей очереди на трансплантацию печени).
Гораздо выгоднее торговать продукцией машиностроения, чем продукцией сельского хозяйства, потому как, во-первых, это дает больше прибыли на единицу продукции. А во-вторых, делает такую высокотехнологичную продукцию гораздо более конкурентно-устойчивой на мировых рынках - в силу более низкой чувствительности спроса на изменение цен на эту продукцию, в сравнении с конкурентно-устойчивостью простых товаров (commodities), продажи которых очень чувствительны к изменениям цен на них. Точно также, Украине выгоднее в первую очередь заняться развитием высокомаржинального медицинского туризма, чем низкомаржинального традиционного (не забывая, конечно, о нем).
Я, сторонник государственной промышленной политики, как главного фактора национального экономического развития, предложил бы нашему правительству разработать соответствующий Генеральный план развития международного медицинского туризма в Украине. Я думаю, что это направление развития могло бы «выстрелить» и стать, наряду с сельским хозяйством, «дойной коровой» наших будущих технологических достижений. А также стать самим по себе объектом инвестиций (современные медицинские клиники - это классические примеры высокотехнологического производства начала XXI века). В нашей стране услуги медицины, в силу высокой квалификации и образовательного уровня отечественных медработников, достаточно качественны даже по строгим мировым оценкам. Единственное, в чем мы значительно проигрываем развитым станам, это в низкой оснащенности наших клиник самыми совершенными и современными образцами медицинского оборудования.
Вместе с тем, многие ведущие технологические эксперты мира утверждают, что стоимость техники («железа») стремится к нулю по экспоненте. Мы это уже ощутили: наши смартфоны и ноутбуки гораздо более производительнее, чем большие и очень дорогие корпоративные компьютеры 1970-х годов. Вместе с тем, ценность специалистов-аналитиков, сидящих за этим оборудованием, только растет. Давно известно такое крылатое выражение - «ценность компьютера определяется ценностью работника, который сидит за ним». И отдача современных компьютерных томографов, когда они поставлены в наши клиники, также зависят от практики наших медработников, которые на них работают, от их теоретических знаний, от неявных (практических) знаний и интуиции, которая формируется за долгие годы работы на высококлассном оборудовании. Отказывая им в оснащении их рабочих мест современным оборудованием, мы рискуем в перспективе вообще оказаться без современного национального здравоохранения.
Так вот - создание современных медицинских центров, с одной стороны, это стратегически важно для национального развития вообще. А с другой стороны, это даст нам уже в среднесрочной перспективе центры получения реальных «живых» денег от международного частного сектора в рамках медицинского туризма. К нам обязательно приедут пациенты со всего мира, как уже едут, например, в Трускавец в клинику доктора В.Козявкина дети с церебральным параличом (даже из Японии).
Мы должны развивать в Украине в рамках госполитики, прежде всего, медицинский высокомаржинальный туризм. Нужно предоставить наиболее влиятельным международным сетям классического туризма самые широкие возможности в построении по побережью Черного моря - от Измаила до Херсона - высокоэффективных и хорошо управляемых отелей. С этой целью необходимо оказывать помощь в виде налоговых каникул (к примеру, первые три года от начала бизнеса) частным предпринимателям и семейным фирмам (как это делают во Франции, Италии и Хорватии) - как украинским, так и иностранным. А также в организации отелей–бутиков по всей нашей прекрасной Родине - от Карпат до Сум, от Чернигова до Херсона.
Но повторяю, без плана государственного развитии туристической отрасли не обойтись. Стихийное развитие - это неплохо. Но этого мало. Ни одно развитое государство не пускает такие важные процессы на самотек и не прекращает регулирование ни одной из отраслей народного хозяйства в первоначальный период ее развития. Особенно, если эта отрасль – «денежная» и дает доходы уже сейчас, а не в отдаленной перспективе. А эти доходы ох как нужны нашей стране - и для технологических свершений, и для достойной жизни наших стариков.
Но, прежде всего, они нужны десяткам тысяч украинских технологических инноваторов, которые хотят оставаться жить и работать на Родине, создавая технологическое будущее здесь, в Украине, а не где-то еще. И хотят, чтобы здесь счастливо жили их дети и внуки. Экономические реформы – это в значительной степени ручная работа. Потому от качества решений наших госуправленцев и в этот раз будет во многом зависеть - станет ли наша туристическая отрасль развиваться согласно актуальным мировым трендам, или она так и останется кустарным производством, каким она есть сейчас за немногими исключениями.