Фонд госимущества Украины (ФГИ) выступает за единый закон "О концессии" для объектов водного, дорожного и воздушного транспорта.
Об этом заявил глава фонда Игорь Билоус, комментируя возможную попытку Мининфраструктуры провести концессию по старому законодательству.
"Я не знаю, что они там делают, потому что они не всегда с нами советуются. На сегодняшний день они не могут по старому закону "О концессии" отдать объекты. За это никто не проголосует и это будет фактически "зрада", – пояснил глава ФГИУ.
Билоус также высказал уверенность в том, что Украина не способна повторить опыт тех стран, которые сохранили морские порты в госсобственности и сегодня эффективно ими управляют. "У нас это не получается. А, поскольку, у нас это не получается и много где в мире это не выходит, как вы понимаете, то Сингапур и порт Гамбурга – это исключения", – уверен чиновник.
Экономист Михаил Борисов, преподаватель Одесского национального университета им.И.Мечникова, уверен в обратном. По его словам, любой порт – это предприятие, которое не может не приносить прибыль. А желание Кабмина спешно передать все 13 морпортов в частные руки эксперт пояснил неуверенностью чиновников в завтрашнем дне и желанием "урвать", пока власть в руках.
"Никто из них не уверен, сколько они продержатся – будут ли досрочные выборы в Раду, не случатся ли досрочные перевыборы президента и тому подобное. Они все "временщики" и понимают, что через год их уже тут не будет. Отсюда – желание, как можно быстрее, положить деньги себе в карман за сдачу портов в концессию. Потому что, когда порт работает на государство, то таких денег они себе в карман не положат", – отметил Борисов.
Он добавил, что нежелание наладить эффективную работу госпредприятий искусственно и выгодно тем, кто лоббирует скорейшую продажу или концессию этих объектов. Экономист обратил внимание на администрацию морпортов Украины, в составе которой сегодня работает более 1200 работников, получающих самую высокую зарплату в отрасли.
"У нас такая огромная администрация морпортов и если это лишнее построение, то их нужно всех уволить, если они не способны наладить работу портов. Зачем они там нужны? У нас олигархическая экономика насквозь пропитанная коррупцией. И в таких условиях сдавать в концессию или приватизировать – это преступление против Украины", – подчеркнул эксперт.
Борисов подверг критике намерение Мининфраструктуры в числе первых отдать в концессию единственный глубоководный порт Украины – МТП "Южный", в который государство продолжает вкладывать сотни миллионов гривен, не смотря на планы отдать порт концессионеру. В частности, недавно в порт были приобретены современные краны стоимостью 400 млн. грн.
"В условиях, когда в стране нет денег на повышение зарплат и пенсий – учителям, врачам не могут поднять зарплату, вкладывают такие деньги в порт для того, чтобы его потом сдать в концессию – предательство и преступление. Я так понимаю, что есть определенная договоренность между администрацией портов, Мининфраструктуры и будущим приватизатором или концессионером, чтобы сейчас в порт вложить госсредства. "Южный" и так у нас самый лучший порт. Но пользоваться всем этим будут какие-то частные компании", – резюмировал Борисов.