Постсоветское пространство не осталось в стороне от этого процесса.
Так, Российская Федерация является второй после США страной мира по количеству привлечённых иммигрантов, Украина – одиннадцатой, а Казахстан – пятнадцатой.
По количеству эмигрантов Россия, Украина и Казахстан занимают, соответственно, 3-е, 5-е и 12-е места в мире. И даже в процентном отношении к общему населению, где первые места занимают малые страны, в топ-30 стран по количеству эмигрантов входят четыре постсоветских – Армения, Грузия, Казахстан и Молдова.
Миграционные коридоры Россия-Украина и Украина-Россия занимают второе и третье места в мире по объёмам миграции, после коридора Мексика-США. 6-е и 7-е места занимают миграционные коридоры Казахстан-Россия и Россия-Казахстан, а 29-е и 30-е – Беларусь-Россия и Узбекистан-Россия.
В топ-30 стран с наиболее высокими долями в ВВП денежных переводов от мигрантов входят четыре постсоветских страны – Таджикистан (1-е место), Молдова (4-е место), Кыргызстан (12-е место) и Армения (26-е место).
Кроме того, в топ-30 по доле денежных переводов из страны в ВВП входят шесть постсоветских стран – Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Молдова, Армения и Россия. При этом, Россия занимает четвёртое место в мире по физическим объёмам таких переводов.
Из примерно 6 миллионов эмигрантов из Украины лишь около 2.2 млн составляют трудовые мигранты
Следует отметить, что значительная часть постсоветских миграций приходится на ранние 90-е. Тогда граждане бывшего СССР разъезжались по своим родным странам, либо, наоборот, принимали гражданство тех стран, на территории которых оказались на момент развала Союза. Например, по оценке руководителя отдела миграционных исследований Института демографии Алексея Позняка, из примерно 6 миллионов эмигрантов из Украины лишь около 2.2 млн составляют трудовые мигранты. Всё остальное – люди, переехавшие ещё в советское или раннее постсоветское время.
Источники и точки назначения миграции
К 00-м на постсоветском пространстве сложилось довольно чёткое разделение стран на источники мигрирующей рабочей силы и точки её назначения. И если к первым относится большое количество республик, - Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Украина и даже Армения - то роль второй играет всего одна – Россия.
Так, по данным Мирового банка, около 75% трудовых мигрантов из Кыргызстана, более половины мигрантов из Украины и Таджикистана и почти 40% мигрантов из Молдовы работают именно в России. Весьма вероятно, что для среднеазиатских республик реальные цифры, на самом деле, ещё выше.
По оценки Программы развития ООН (UNDP) денежные переводы постсоветских трудовых мигрантов из России составили $15.6 млрд. Для сравнения, денежные переводы мексиканских трудовых мигрантов из США на родину были, в тот же период, равны примерно $22 млрд. Учитывая, что население Мексики сравнимо с населением постсоветских стран взятых вместе, исключая Россию, а подушевой ВВП США почти в четыре раза превышает российский, это очень большая сумма.
Впрочем, у постсоветских мигрантов из стран восточноевропейского региона есть и другое важное место назначения – страны Евросоюза. К примеру, в Украине, если отталкиваться от общей численности трудовых мигрантов в 2.2 млн, трудовые мигранты в Евросоюз дают чуть меньше трети от этой суммы. Основные направления – Польша и страны южной Европы: Греция, Италия, Испания, Португалия. Нечто подобное имеет место и в Молдове (там часть мигрантов оттягивает на себя этнически-близкая Румыния), а вот из Беларуси поток трудовой миграции относительно невелик и направлен больше в сторону России.
Следует отметить, что не во всех странах-источниках рабочей силы переводы мигрантов имеют одинаковое значение. В Таджикистане, Молдове и Кыргызстане – где их доля в ВВП составляет, соответственно, 35%, 23% и 15% – они являются, по сути, одним из столпов экономики и критически важным фактором платёжного баланса.
С другой стороны, в Украине они равны всего 3% ВВП. В нашей стране трудовая миграция лишь даёт дополнительные рабочие места для жителей депрессивных регионов, сверх тех, которые уже создала столица и другие крупные города.
Вред и польза трудовой миграции
Несмотря на то, что о миграции чаще всего говорят в негативном ключе, сам по себе этот феномен сложно назвать плохим. В конце концов, именно выезд на заработки даёт работу людям, не имеющим возможности её найти дома, либо позволяет накопить определённый капитал за счёт более высоких зарубежных заработных плат. Плохими могут быть условия жизни мигрантов, но это несколько иной вопрос.
Нельзя не упомянуть и благотворного воздействия денежных переводов на состояние платёжного баланса страны. В каком-то смысле, работа гастарбайтеров аналогична деятельности рабочих на экспортно-ориентированных предприятиях.
Проблема в другом – наличие стабильно большого оттока рабочей силы за рубеж говорит о проблемах внутри самой страны. Согласно исследованиям Международной организации по миграции, для того, чтобы исключить массовый поток гастарбайтеров из одной страны в другую, достаточно, чтобы соотношение ВВП на душу населения было меньше 4:1 или 5:1 и чтобы в стране-источнике работников имелись внятные перспективы экономического роста и наличия рабочих мест. Соответственно, стабильно высокий уровень миграции – как в депрессивных республиках Средней Азии, Молдове, или западноукраинских регионах – говорит о невыполнении этих условий. К счастью, в Украине проблема легче разрешима, так как она касается лишь части страны.
Отдельно следует упомянуть, что переводы мигрантов из России сыграли для постсоветского пространства роль дополнительного буфера после кризиса. К примеру, по данным UNDP, в Евросоюзе денежные переводы восточноевропейских работников, занятых в развитых западноевропейских странах, с 2008-го по 2010-й стабильно падали, в сумме более чем на 10%. При этом, в один только период 2009-2010 переводы постсоветских работников из России выросли более чем на 18%, а в среднеазиатские республики – примерно на 30%. Такой рост в денежных переводах дополнительно простимулировал экономики региона, а также улучшил платёжные балансы, что весьма важно в условиях кризиса.