ГлавнаяЭкономикаБізнес

Как долго Германия будет спасать Еврозону?

Уже пятое по счету государство – Кипр, после Греции, Ирландии, Португалии и Испании, обратилось в центральные органы ЕС за финансовой помощью. Для финансового оздоровления данным странам только на ближайшее время необходимо более 400 млрд. евро: Кипру – 10, Ирландии – 80, Португалии – 80, Испании – 100, Греции – 130. Если же кризис усилится – понадобится значительно больше. Даже для Евросоюза это значительные затраты. При этом в затылок «первой пятерке» уже дышат Италия и некоторые страны Восточной Европы.

На фото - немецкий канцлер Ангела Меркель
Фото: EPA/UPG
На фото - немецкий канцлер Ангела Меркель

Что это: начало распада Еврозоны, а возможно и ЕС? Справится ли Европа с вызовами времени? Над этими вопросами сейчас ломают голову экономисты по всему миру.

Чтобы приблизиться к ответам и оценить потенциальные резервы ЕС, стоит вспомнить, чем Евросоюз является по своей сути. Сегодня это политическое объединение, в основе которого – зона свободной торговли с очень высокой степенью взаимоинтегрированности входящих в него стран, с населением 500 млн человек и самой большой экономикой в мире – ВВП ЕС составляет около $16,5 трлн. Европейцам удалось создать самую свободную из всех существующих зон торговли. Даже в рамках ВТО существуют определенные ограничения и квоты. И общая валюта «евро» хоть и является в чем-то политическим инструментом, в первую очередь инструмент экономический, усиливающий возможности зоны свободной торговли, добавляющий синергию.

Иллюстрация: К.Гусев
Иллюстрация: К.Гусев

В этом смысле политика руководства ЕС последнего времени, в основе которой лежал принцип ускоренного расширения, помимо политических, имела четкие экономические цели: расширяя свою территорию, они расширяли зону свободной торговли, увеличивали тем самым емкость рынка и экономику всего ЕС. Ошибки не было.

Но возможности экономик отдельных стран-участниц ЕС неоднородны. Например, такие страны как Германия или Франция, имея сильные экономики, являются лидерами по объему экспорта среди стран ЕС ($1,48 трлн и $581 млрд соответственно). И именно страны ЕС являются их основными торговыми партнерами. Так, 59% всего немецкого экспорта в 2011 году пришлись на евро-государства, в то время как на долю США – лишь 6,95%, Китая – 6,1%. Поэтому, когда Ангела Меркель спасает Еврозону, соглашаясь на очередной немыслимо большой кредит для Греции, она в первую очередь поддерживает зону свободной торговли, и, как следствие, высокий уровень немецкого экспорта. И немецкое общество разделяет эти действия. Так, согласно исследованию крупнейшей немецкой теле- и радиовещательной компании ARD, 58% немцев согласны с политикой Меркель и ее правительства в связи с еврокризисом.

Иллюстрация: К.Гусев
Иллюстрация: К.Гусев

Трудно согласиться с экспертами, считающими, что Германии и Франции необходимо прекратить кредитовать остальные страны ЕС в настоящее время. Так как существует реальная вероятность того, что банкротство уже упоминаемых государств и их выход из Еврозоны может привести к серьезному переформатированию всего Евросоюза, вплоть до его распада. Разрушив Евросоюз, страны-экспортеры сразу создадут таможенные и налоговые преграды для своего экспорта, что в условиях общего кризиса неминуемо приведет к многократному уменьшению потребления в Европе, а впоследствии – и к стагнации собственных экономик. Это сейчас немецкие и французские автомобили продаются по всей Европе, но будет ли так после повышения их стоимости на 50-70% при неизбежной девальвации национальных валют большинства стран Европы после распада Еврозоны? Скорее всего – нет. И не из-за того, что греки или болгары тотально пересядут на японские автомобили. Они, скорее всего, перестанут их вообще покупать из-за отсутствия возможности.

Иллюстрация: К.Гусев
Иллюстрация: К.Гусев

Поэтому кредитование соседей – это попытка поддержания уровня потребления в Европе на существующем уровне и минимизация скорости его падения. Если грубо, Германия кредитует Грецию, чтобы греки могли и дальше покупать немецкие товары. Но эта формула работает только до тех пор, пока существует призрачная надежда, что через исчисляемый промежуток времени заемщик сможет заработать и вернуть кредит. Похоже, что в случае с Грецией эта надежда тает на глазах. Внешний долг страны уже перешагнул отметку 150% ВВП. Если греческая экономика будет не просто стабильной, а покажет рост хотя бы в 2% и будет его поддерживать хотя бы на уровне 1% в год (что уже является фантастическим прогнозом), грекам понадобится более 25 лет, чтобы выйти в ноль. При этом никакого повышения зарплат, льгот или госрасходов. Что также нереально. Иначе срок повышается до отметки 50-75 лет. Другими словами, Греция не может отдать кредит. А финансов на ее поддержание будет требоваться все больше.

Все последние годы (как минимум с 1997-го) сальдо внешней торговли Греции было отрицательным, достигнув своего пика в 2008-м (- $60 млрд.). Конечно, для полного описания ситуации необходимо оценить намного больше параметров. Но общие экономические принципы справедливы для всех: если страна постоянно тратит больше, чем зарабатывает, кризис неминуем. Выход же Греции из Еврозоны и даже из Евросоюза не повлечет принципиальных экономических последствий. Конечно, это станет сильным фундаментом для политических спекуляций и хорошим поводом для евроненавистников в очередной раз напомнить о себе. Но экономически это будет скорее облегчение.

Германия же, как лидер среди евро-экспортеров, будет готова кредитовать кризисные экономики стран ЕС до тех пор, пока уровень потребления в Европе (а точнее уровень доходов от экспорта) будет покрывать все издержки. И в ближайшее время немецкому канцлеру придется ответить на вопрос: за счет чего немецкая экономика сможет вернуть очередные 400 млрд евро, потраченные на соседей.

Поэтому вопрос "Так, может, пришло время отпустить Грецию?" становится все актуальнее.

Владимир ЗаставаВладимир Застава, Институт Горшенина
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram