ГлавнаяЭкономикаДержава

Конец "Дружбе"

По нефтепроводу "Дружба" через несколько лет перестанет течь российская нефть, пишет чешская газета Euro.

Советская дружба оказалась не вечной
Фото: www.profi-forex.org
Советская дружба оказалась не вечной

С Советским Союзом на вечные времена. Это утверждение еще недавно было актуальным. Однако вечность проходит довольно быстро. Скорее всего, подобная судьба ждет и нефтепровод "Дружба". Эта когда-то "вечная" постройка, символ дружбы и экономической гордости Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в самом деле может "пересохнуть".

Однажды это произойдет

Сейчас по "Дружбе" в Чехию поступает примерно 45% необходимой нефти, остальное идет по нефтепроводу IKL. И уже по этим цифрам можно сделать вывод о постепенно снижающимся значении так называемого нефтепровода. Во времена глубокого социализма тогда в Чехословакию по "Дружбе" текло практически 100% нефти из Советского Союза, только незначительная остававшаяся часть поступала из шахт в Южной Моравии.

"Дружба" безвозвратно движется к своему концу. Русские уже сейчас не хотят спорить о плате за транзит с некоторыми странами, прежде всего с Украиной и Беларусью. И поэтому россияне ищут более выгодные пути поставок нефти европейским получателям, в первую очередь через европейские порты или терминалы, сообщил Euro хорошо информированный источник. Его слова подтверждает и пресс-секретарь словацкой компании Slovnaft Антон Молнар (Anton Molnár):

"Нефтепровод "Дружба" надежно функционирует уже 50 лет, но его жизнеспособность зависит от инвестиций, которые являются условием надежной и безопасной работы на протяжении всего нефтепровода, во всех странах". Он добавил, что необходимо принимать в расчет то, что рано или поздно поставки по этому традиционному пути будут остановлены.

Так считает и бывший премьер Чехии Мирек Тополанек (Mirek Topolánek), председатель отопительного объединения Чехии. "Уже долгое время очевидно, что нефтепровод "Дружба" прекратит работу", - констатировал он на прошлой неделе. Он, в том числе, приводит аргумент, что на восток от границ Словакии на нефтепроводе не проводятся практически никакие значительные ремонтные работы. "Рано или поздно должна произойти поломка, которая станет сигналом для прекращения работы", - уверен Тополанек.

Тот самый нефтепровод, вид из Венгрии
Фото: EPA/UPG
Тот самый нефтепровод, вид из Венгрии

Помимо стареющих труб и скромных инвестиций есть и другие сигналы, свидетельствующие не в пользу нефтепровода, которому уже 50 лет. "Дружба" начинается в Альметьевске в Саратовской области (Центральная Россия), где она забирает нефть из Казахстана, с Кавказа и Западной Сибири. Местные месторождения уже пережили свои лучшие времена, то есть их запасы медленно, но верно приближаются к максимуму возможной добычи. Более перспективные месторождения связаны с другими транспортными путями. Поэтому вполне логично, что россияне не будут инвестировать десятки миллионов евро в модернизацию сооружения, которое в будущем будет нечем наполнять.

Еще одной и не менее важной причиной могут быть разногласия России с некоторыми государствами, через которые проходит "Дружба". Это, прежде всего, Беларусь и Украина, которые хотят брать более высокую плату за транзит. И поэтому Россия решила изменить стратегию и пытается как можно большую часть поставок нефти для Европы обслуживать через портовые терминалы.

Более того, в обозримом будущем может появиться еще одна проблема, из-за которой "Дружба" окажется практически вне игры. Россияне уже несколько лет подряд увеличивают поставки нефти в Индию и Китай, и это еще одна причина, по которой источники "Дружбы" могут высохнуть. Однако страны Восточной Азии пока не готовы платить за нефть такие же суммы, как Европа, поэтому у старого континента все еще есть преимущество. Но с учетом роста восточно-азиатских экономик все может быстро измениться.

No stress

События вокруг "Дружбы" пока не беспокоят компанию Mero, которая занимается эксплуатацией чешской ветви нефтепровода. Фирма утверждает, что "Дружба" стала одной из самых эффективных инвестиций, сделанных в рамках СЭВа. С середины 1960-х годов по "Дружбе" прошли сотни миллионов тонн нефти, и вложенные средства полностью себя окупили.

"Окупаемость нефтепровода была быстрой, при этом он до сих пор очень надежен. Мы очень тесно сотрудничали со всеми транзитными странами, чтобы знать их стратегические цели и понимать, намерены ли они и в дальнейшем развивать нефтепровод "Дружба", - утверждает пресс-секретарь компании Merо Радомира Долежалова (Radomíra Doležalová).

Если говорить о техническом состоянии, Mero якобы располагает релевантной информацией о состоянии системы труб "Дружбы", которая идет из Российской Федерации через Беларусь, Украину и Словакию в Чехию.

"Эта часть нефтепровода в техническом плане содержится на требуемом уровне качества. У наших техников есть возможность физически проверять весь данный участок трассы, поэтому мы считаем, что на этом отрезке системы "Дружбы" в ближайшие годы не грозит остановка работы по техническим причинам", - уверена Долежалова.

Но есть другие причины, из-за которых "Дружба" остановится.

Плач работников

Что произойдет, если нефть перестанет приходить в Чехию по "Дружбе"? Некоторые проектировщики и рабочие, участвовавшие в строительстве около 4 тысяч километров нефтепровода, наверное, уронят пару слез. Поминальный вечер, может быть, организуют и члены Союза чешско-советской дружбы. Но разбираться с гораздо более сложной ситуацией в таком случае придется литвиновскому нефтеперерабатывающему заводу, который из-за окончания поставок из России через "Дружбу" будет вынужден существенно сократить свою работу. Ограничение производства к тому же ощутимо затронет и связанные с заводом предприятия.

Но в остальном без каких-либо проблем должна начать работу запасная транспортировочная трасса для нефти в Чехию - через нефтепровод TAL и связанный с ним IKL. Это подтверждает и государственная компания Mero.

"Положение Чешской Республики в области обеспечения нефтью очень хорошее, по причине строительства нефтепровода IKL. На его основании у нас уже с 1996 года есть реальный альтернативный путь из порта в Терсте через нефтепроводы TAL и IKL, чьи возможности выше потребления нефти в Чешской Республике", - утверждает пресс-секретарь Долежалова. Она отмечает, что упомянутый альтернативный способ транспортировки в прошлом был уже несколько раз проверен.

Куда ни посмотри – везде труба

Нефтепровод «Дружба» обеспечивает Чешскую Республику, Словакию, Польшу, Венгрию и часть Германии (бывшую Восточную Германию). Австрия и Бавария получают нефть по нефтепроводу TAL (Transalpine Pipeline) из Терста, в частности по ветви AWP (Adria Wien Pipeline). По ней идет сырье, поступающее в этот порт на танкерах через Средиземное море, в том числе и из арабских стран. Именно благодаря нефтепроводу Adriа, который начинается в хорватском порту Омишаль, возможность получать нефть по морю в 90-е годы появилась и у Словении, Хорватии и Венгрии, частично у Словакии и теоретически и у Чешской Республики.

К тому же Чехия в конце 90-х годов построила нефтепровод IKL (Ингольштадт-Кралупы-Литвинов), идущий из немецкого Фобурга в Нелагозевсе у Кралупы-над-Влтавоу, причем мощность этого нефтепровода в достаточной степени покрывает потребности чешских нефтеперерабатывающих заводов. Следующие нефтепроводы, диверсифицирующие источники для других нефтеперерабатывающих заводов центрально-европейского региона, - соединения между портом Гданьск и Плоцком и между Ростоком и Шведтом, а также соединение между братиславским заводом Slovnaft и заводом Schwechat рядом с Веной в рамках системы нефтепровода "Дружба". То есть, пока у Чехии нет никаких проблем с альтернативными поставками. Важное слово - пока.

Фото: http://www.eia.doe.gov

Австрийская угроза

Австрия собирается построить новое соединение между своим нефтепроводом AWP и "Дружбой". Австрия утверждает, что таким образом она усилит безопасность региона в области обеспечения нефтью. Однако некоторые специалисты уверены в обратном, среди них и руководство Slovnaft. В неофициальных интервью об этом говорят и представители чешской Merо. Они утверждают, что планируемое соединение "Дружбы" с AWP, наоборот, поставит под угрозу обеспечение Чехии нефтью.

На это обращает внимание и пресс-секретарь словацкой компании Slovnaft Антон Молнар (Anton Molnár).

"Это соединение мы не воспринимаем как реальное решение альтернативных поставок нефти в Словакию, наоборот, мы видим в нем очень противоречивый проект, в том числе и с позиции Чешской Республики", - говорит он. "В конечном итоге в кризисный период по мощности это соединение было бы не в состоянии обеспечивать обе страны нефтью в том объеме, который используют нефтеперерабатывающие заводы на территории Чешской Республики и Словакии для того, чтобы произвести достаточное количество нефтепродуктов для своих клиентов", - объясняет Молнар.

Нефтепровод TAL, к которому присоединяется IKL, также не обладает достаточными свободными мощностями, чтобы полностью удовлетворить потребности чешских и словацких заводов при сохранении стандартных объемов поставок нефти на другие заводы в Австрии и Германии.

Но существует возможность устранить этот риск. В то же время она объясняет, почему Slovnaft является одним из самых громких критиков строительства соединения между "Дружбой" и австрийским AWP. Словацкая компания представила собственную альтернативу, которая должна помочь усилить безопасность региона, при этом не ограничивая поставки нефти ни одному из участников. Группа MOL планирует в ближайшие три года инвестировать около 60 миллионов евро в полную модернизацию и увеличение транспортировочных возможностей соединения между Венгрией и Словакией, на участке между городами Сазхаломбатта и Шаги. Упомянутый нефтепровод связан с нефтепроводом Adria. Так, в Slovnaft с хорватского побережья в будущем сможет поступать нефть в полном необходимом объеме – 6 миллионов тонн в год.

"Это решение, от которого выиграют и чешские потребители, когда поставки нефтепродуктов из Slovnaft для чешского рынка будут сохранены", - прокомментировал намерения Австрии Молнар. Надо добавить, что каждый пятый литр топлива, потребляемого в Чехии, поступает от завода компании Slovnaft. Компания является частью венгерского концерна MOL.

Перевод ИноСМИ

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram