«Вдохновлённые одной музой»
Когда: 23 февраля, 19:00
Где: Национальная филармония
Любовные треугольники – это всегда интересно, а когда вершинами их углов становятся гении – интересно вдвойне. И, скажем прямо, полезно для истории искусства – счастливые стихов не пишут, а вот ревность и разочарования – просто отличнейший источник вдохновения. Роберт Шуман был откровенным сексистом, с первых же дней брака взвалившим на плечи жены, успешной пианистки Клары Вик, все тяготы быта. «В первый год нашего брака ты должна прекратить игру на фортепиано и посвятить себя целиком себе, семье и твоему мужу», – заявлял автор романтических циклов «Любовь и жизнь женщины» и «Любовь поэта». «Быть женщиной намного важнее, чем быть на сцене. Если бы ты оборвала все связи с обществом, этим бы исполнила мое самое заветное желание».
Юный Иоганнес Брамс, подружившийся с семьёй Шуманов, был воплощением идеалов Роберта и мечтаний Клары, и, тем не менее, даже после смерти Роберта влюблённые не поженились.
О том, какой была эта женщина, лучше самых точных её портретов способна рассказать музыка – Восемь пьес для фортепиано, ор. 76 и Две рапсодии, ор. 79 Брамса, а также шумановские Blumenstuck и Крейслериана. Эти пьесы, так или иначе связанные с образом Клары Вик, исполнит солистка Национальной филармонии Мария Вихляева.
Валерий Мурга в опере «Кармен»
Когда: 24 февраля, 19:00
Где: Национальная опера
Очередной гость проекта Нацоперы «Украинские оперные звёзды в мире» – баритон Валерий Мурга. Он – солист Цюрихского оперного театра, когда-то закончивший киевскую консерваторию. А кроме того – обладатель Второй премии конкурса Марии Каллас в Афинах, финалист конкурса ВВС «Певец мира» в Кардиффе и дипломант ещё нескольких вокальных состязаний.
Несколько дней назад Валерий Мурга выступал в партии Жоржа Жермона в «Травиате» Джузеппе Варди. Теперь он споёт Эскамильо в «Кармен» Жоржа Бизе. Куплеты Тореадора знает практически любой, да и «Кармен» входит в пятёрку самых знаменитых опер. Потому, собственно, и требования к исполнителю колоссальные, и слушательское удовольствие – райское. На днях вокалист признался в ностальгических чувствах, испытываемых к сцене, с которой начиналась его карьера. «Прошло 17 лет. Волнуюсь и очень жду встречи с украинской публикой».
Хмельницкий камер фест
Когда: с 24 февраля по 10 марта
Где: Хмельницкая филармония
Двухнедельный фестиваль классической музыки «Хмельницкий камер фест» пройдёт уже в седьмой раз и с большим размахом. Начинался он как цикл камерных концертов, так как его руководитель, нынешний директор филармонии Александр Драган в тот момент был дирижёром камерного оркестра. С 2012 года в программу добавились и симфонические события, но бренд «камер феста» уже стал узнаваем, и его решили не менять.
Глобальная цель нынешнего фестиваля – популяризация отечественной музыки, как классической, так и современной. Например, в его рамках состоится авторский вечер Леси Дычко и Игоря Щербакова. А на открытие и завершение фестиваля намечены два «шевченковских» проекта, далёких от шароварщины и пустозвонства. 24 февраля сёстры Тельнюк споют свои песни на слова Шевченко в сопровождении симфонического оркестра Хмельницкой филармонии под управлением Сергея Леонова. А 9 и 10 марта исполнят оперу Константина Данькевича «Назар Стодоля». Кстати, это будет не концертная, а театральная постановка с лучшими хмельницкими вокалистами, потому ради подобной репертуарной редкости стоит приезжать на премьеру даже из других городов.
Проект «Мелодия»
Когда: 26 февраля, 19:00
Где: концертный зал Союза композиторов Украины
«Музыка без мелодии – как село без церкви», считает организатор концерта Золтан Алмаши, перефразируя известную украинскую поговорку. Со знаменитой «Мелодией» Мирослава Скорика виолончелист познакомился в львовской десятилетке, а детское сознание слепило имя автора и название в одно слово – «мелодияскорика». Совсем недавно Золтан придумал собственную версию «мелодиискорика» для виолончели соло, подчеркнув в ней собственно мелодическое начало и сняв налёт пафоса. Эта пьеса станет эпиграфом ко всей программе, а кроме неё в концерт войдут ещё 10 разных «Мелодий» – Кристофа Виллибальда Глюка, Бориса Лятошинского, Андрея Петрова, Петра Чайковского, Александра Власова, Сергея Прокофьева, Йозефа Ахрона, Селхана Цинцадзе, Валентина Сильвестрова, а также Румынская народная мелодия в обработке для скрипки и фортепиано. Кроме организатора пьесы сыграют солисты ансамбля «Киевская камерата» Богдана Пивненко, Мария Киях, Дмитрий Таванец и др.
Nota Bene Quintet с квинтетами Сезара Франка и Дмитрия Шостаковича
Когда: 27 февраля, 19:00
Где: Национальная филармония
В Киеве появился новый коллектив, играющий классику – Nota Bene Quintet. Вошли в него хорошо известные своими сольными выступлениями киевские музыканты – пианист Роман Лопатинский, скрипачи Максим Гринченко и Андрей Павлов, альтист Иван Грицишин и виолончелист Артём Полудённый. Программу для дебютного концерта выбрали серьёзную как по требованиям к исполнителям, так и по масштабу замыслов – Дмитрий Шостакович и Сезар Франк в учебниках по истории музыки проходят под грифом «философы» и пугают детей страшно напряжёнными физиономиями.
Квинтеты Шостаковича и Франка – это, конечно, не для развлечений. Но если вы хотите услышать концентрат тех качеств, за которые так любят классическую музыку – умную чувственность, драматизм и аристократичную утончённость – концерт станет настоящим подарком.
Лекция Алексея Шмурака «Музыка как средство этического общения»
Когда: 27 февраля, 19:00
Где: Хармс
Самый говорящий среди киевских композиторов и самый музыкальный среди киевских лекторов, композитор и пианист Алексей Шмурак весь февраль рассказывал в «Хармсе» о коммуникативных функциях музыки, её месте в современном высокотехнологичном обществе и способах «сделать приятно» слушателю. На очереди – завершающая лекция цикла, и в качестве анонса к ней – несколько цитат из предыдущих. «На уровне звуковых представлений музыка для нас часто предстаёт набором шлягеров, своеобразных мемов. Маркеры облегчают коммуникацию».
«Ситуация прозрения встречается чрезвычайно редко и связана со случайным переключением фокуса внимания, когда прежде неважное и незначащее приобретает смысл и роль. Эта ситуация очень важна в творчестве, но также полезна и любому человеку, заинтересованному в расширении своих представлений». Или же вот: «Символическая картина музыки живёт по мифологическим законам, где есть такие категории, как персонаж, лагерь и событие. При попытке более рационального, осознанного осмысления мы пользуемся понятийным аппаратом, тоже часто весьма мифологизированным».
Кантаты Валентина Сильвестрова «Майдан 2014»
Когда: 27 февраля, 19:00
Где: Дом Архитектора
После того, как концертное агентство «Ухо» исполнило устами Наталки Половинки «Тихие песни» Сильвестрова в «здании с тарелкой» на Лыбедской, автор подошёл к организаторам и предложил исполнить свежую кантату «Майдан 2014». Прошло полгода – и вот хор «Киев» готов петь новый цикл живого украинского классика. Событие это должно быть любопытно даже тем меломанам, которые считают, что всё лучшее композитор написал в 60-70-е годы, а сейчас занят самоповторами. На самом деле, события двухлетней давности Сильвестров, у которого имидж отшельника и маргинала, воспринял воодушевлённо и отчаянно. Его интервью тех дней для многих были опорой в борьбе и посохом в тылу. А потому даже если предстоящий концерт не откроет чего-то нового в плане музыкального языка, смыслы, которые этим языком будут проговорены, наверняка окажутся интересными и важными для многих.