Конкурс фортепианной музыки Мирослава Скорика
Когда: с 16 по 20 февраля
Где: Большой зал Национальной музыкальной академии
В столице появился новый конкурс пианистов, довольно странный с точки зрения здравого смысла, но вполне объяснимый в контексте иерархии здешнего музыкального мира. Это конкурс фортепианной музыки Мирослава Скорика, т.е. состязание, в котором музыканты исполняют исключительно пьесы мэтра на букву «С», а он сам – глава жюри. Возрастных категорий две: 13-17 и 18-23 лет. По окончанию лучших интерпретаторов должны наградить премиями в 3000$, 1500$ и 1000$, приглашениями на участие в немецких и французских мастер-классах и выступлениями с симфоническим оркестром под управлением маэстро Скорика. Впрочем, учитывая манеру дирижирования метра, сложно определить, награда это или ещё одно испытание.
Для конкурсной программы композитор написал новую партитуру – «Воспоминание» для фортепиано – обязательное для всех участников произведение. Можно делать ставки на то, станет ли оно таким же хитом, как и знаменитая «Мелодия» из фильма «Высокий перевал».
Грёзы или мечты?
Когда: 17 февраля, 19:00
Где: Дом актёра
Мирослава Которович придумала интереснейший проект, посвящённый Лесе Украинке. Вчитавшись в её поэзию, скрипачка обратила внимание на огромное число вопросительных фраз. Вот эти вопросы и стали лейтмотивом программы, которую, пожалуй, не стоит называть традиционным концертом. То, что публике предлагают Мирослава Которович, баянист Игорь Саенко, чтец Дмитрий Черченко, сценограф Зинаида Лихачёва и ансамбль «Киевские солисты» – скорее, поиск ответов на эти вопросы в музыке отечественных композиторов и текстах Леси Украинки. В программу вошли партитуры Евгения Станковича, Виктории Полевой, Мирослава Скорика, Золтана Алмаши и других авторов, которые будут звучать со сцены, балконов и других пространств Дома актёра. Изюминка программы в том, что путешествовать будет не только музыка, но и сами зрители.
Георг Ониани в опере «Норма» Беллини
Когда: 17 февраля, 19:00
Где: Национальная опера
Приглашённый солист Teatro alla Scala, Боннской оперы, Венской Volksoper и прочих известных театров обладает превосходным тембром и несвойственным большинству теноров уравновешенным темпераментом. Его точность попадания в ноты, образы и ожидания слушателей приравнивается к хирургической, что певец уже доказал киевской публике в недавней вердиевской «Аиде» (там он исполнял партию военачальника Радамеса). На очереди – новый любовный треугольник, в котором знаменитому тенору отведена роль римского проконсула Поллиона. Кстати, опера Винченцо Беллини «Норма» относится к must hear любого меломана, а её популярность давно перешагнула земные пределы – в 1905 году именем главной героини, верховной жрицы кельтов был назван свежеоткрытый астероид.
Концерт памяти Героев Небесной сотни
Когда: 18 февраля, 18:30
Где: Ивано-Франковская филармония
Дирижёр Виктор Олейник и симфонический оркестр Ивано-Франковской филармонии подготовили незаурядный концерт по случаю памятной даты. Открывает его Симфония №8 с подзаголовком «Неоконченная» Франца Шуберта – исключительное для первой половины XIX века произведение, написанное в двух частях вместо традиционных четырёх. Эту особенность формы одни считают свидетельством того, что Шуберт умер, не успев дописать произведения, другие же склоняются к мнению, что композитор всё сказал в первых двух частях и нечего было добавить. Для дирижёра Виктора Олейника первая созвучна страданиям на жизненном пути, испытаниям и мученической смерти, а вторая – небесному пению и освобождению от плоти.
Не случайно в концерт попал и «Марс, вестник войны» из симфонической сюиты «Планеты» Густава Холста – музыкальное произведение, обладающее голливудской зрелищностью и заставляющее взглянуть на войны в космических масштабах. Симфония №5 Гии Канчели – одно из самых трагических произведений этого автора, написанное после смерти родителей. Наконец, музыка к кинофильму «Гладиатор» Ханса Циммера – символ несокрушимости духа и веры в победу, без которой нам сегодня не обойтись.
Симфоническая музыка Александра Щетинского и Дмитрия Шостаковича
Когда: 19 февраля, 19:00
Где: Национальная филармония
Гигантская программа, сочетающая, казалось бы, несочетаемое – музыку Александра Щетинского, Дмитрия Шостаковича и Клода Дебюсси – в исполнении украинского пианиста, профессора Высшей школы музыки и театра Ганновера Игоря Четуева и симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Виталия Протасова. Четуев сыграет сразу два фортепианных концерта Шостаковича. Первый – для фортепиано и оркестра необычного состава (струнные и солирующая труба) написан по следам партитуры Пауля Хиндемита Kammermusik №2. Это одна из самых «немецких» партитур советского композитора, впервые исполненная немецким же дирижёром Фрицем Штидри, эммигрировавшим в СССР после прихода к власти нацистов. Второй концерт написан на 24 года позже и посвящён сыну Максиму Шостаковичу, на тот момент – ученику Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Таким образом, за ним закрепилось неофициальное название «молодёжного».
Гротескные образы концертов Шостаковича в программе обрамлены Симфоническими портретами нашего соотечественника Александра Щетинского, философа и лирика в одном лице, а также шедевром импрессионизма – Тремя симфоническими эскизами «Море» Клода Дебюсси.
Киевский авангард 60х: памяти Галины Мокреевой и Ларисы Бондаренко
Когда: 21 февраля, 17:00
Где: Национальный художественный музей
Под занавес выставки работ художников-шестидесятников концертное агентство «Ухо» и пианист Евгений Громов устраивают концерт, посвящённый женщинам-идеологам кружка опальных композиторов того же времени. В статьях и воспоминаниях их обычно именуют лишь «жёнами» - дирижёра Игоря Блажкова и композитора Валентина Сильвестрова. Совсем недавно издательство «Дух и Литера» выпустило книгу о Галине Мокреевой. Музыковед Нина Герасимова-Персидская называет её символом того времени, «символом вот этого "рвущегося вперед", открытого, и, действительно, совершенно беззащитного, но полного страсти, романтизма и рыцарства». Другая – Лариса Бондаренко, о котором композитор Виктория Полевая говорит как о человека, производившем сильнейшее впечатление. «От неё веяло какой-то необыкновенной смелостью и прямотой: страстность, скепсис, дерзость высказываний, непримиримость. В гневных спорах о музыке она явно превосходила Сильвестрова, но всегда оставляла за ним последнее слово».
В программе, посвящённой этим женщинам – оммажи их мужей и участников кружка шестидесятнков. Кроме того, Евгений Громов сыграет ещё ряд других посвящений, ни одно из которых не попало в концерт случайно – у Громова потрясающая эрудиция и умение слышать скрытые постороннему уху разговоры между партитурами.