Активисты из фонда "Изоляция" призвали министерство культуры внести здание Речного вокзала в Киеве в национальный реестр памятников монументального искусства национального значения.
Об этом говорится в открытом письме, который активисты прислали LB.ua.
В здании Речного вокзала размещены декоративные панно, созданные художниками-шестидесятниками Энрестом Котковым, Валерием Ламахом и Иваном Литовченко. "Эти художники работали в сложных услоиях заидеологизированности и цензуры, но несмотря на это, создали уникальное художественное явление, значительная часть которого представлена в виде монументально-декоративных произведений", - говорится в обращении.
Активисты отмечают, что есть риск разрушения уникальных произведений искусства в результате реконструкции Речного вокзала. Как сообщает bit.ua, в здании могут создать ресторанную галерею, где разместятся несколько десятко ресторанов и кафе.
Напомним, в рамках выполнения закона о декоммунизации разрушению по ошибке могут быть подвергнуты мозаики художников-шестидесятников на фасадах домов на проспекте Победы в Киеве.
Текст обращения "Изоляции"
Фонд ІЗОЛЯЦІЯ звертається до Міністерства Культури України з вимогою терміново внести до національного реєстру пам’яток монументального мистецтва національного значення комплекс монументально-декоративних творів споруди Річкового вокзалу в Києві.
Ці твори є безцінними пам’ятками мистецтва українського шістдесятництва - визначного періоду в українській культурі, позначеного сплеском яскравих художніх новацій. Художники-шістдесятники, до яких належать автори декоративних панно Річкового Вокзалу Ернест Котков, Валерій Ламах та Іван Литовченко, працювали в складних умовах заідеологізованості та цензури, та незважаючи на це створили унікальне художнє явище, значною частиною представлене у вигляді монментально-декоративних творів.
Ернест Котков, Валерій Ламах та Іван Литовченко, відомі з поміж іншого своїми роботами в аеропорті “Бориспіль”, монументальними мозаїками на житлових будинках по проспекту Перемоги, метро Шулявська. В 1959 - 1960 роках вони працювали над оформленням приміщення Річкового вокзалу. У декоративних панно використовувалося іноваційне для того часу поєднання матеріалів - кераміки та кольорових цементів. Усього комплекс нараховує 8 монументально-декоративних творів котрим необхідне надання памяткоохоронного статусу, та фахова реставрація:
3 панно в залі очікування - “Дніпро - торговий шлях”, “Богдан Хмельницький” та “Жовтень”, 3 об’єкти в приміщенні ресторану - панно “Україна” і фризові композиції “Праця” та “Відпочинок”, 2 композиції “Чайки над водою” у вестибюлі, та портик в екстер’єрі річкового вокзалу - різбленний контур інкерманського каменю.
На початку 2014 року Міжнародний благодійний фонд ІЗОЛЯЦІЯ започаткував проект SOVIET MOSAICS IN UKRAINE, котрий спрямований на вивчення та каталогізацію об’єктів українського монументально-декоративного мистецтва радянського періоду. Ми публікуємо єдиний відкритий онлайн-каталог пам’яток з усієї території України, та сучасні теоретичні дослідження української радянської монументалістики. В зв’язку з нещодавніми публікаціями в ЗМІ про реконструкцію Річкового вокзалу на Поштовій Площі важливо невідкладно забезпечити збереження автентичного вигляду споруди та зберегти художні твори в її оформленні.
Как сообщает "Радио свобода", в настоящее время владельцами здания вокзала являются Михаил Бродский и Нестор Шуфрич.
25% акций ПАО "Киевский речной порт" принадлежат белизской фирме Aerotrade Solutions Inc. Бродского, который купил долю у банкира Сергея Максимова. Еще 50% компании поровну делят ООО "Современное партнерство" и ООО "Сан гален холдинг", приближенные к Шуфричу.
Бродский в комментарии изданию заявил, что концепцией развития вокзала занимается его сын Юрий. "В этом дворце было два ресторана, а также он работал как сам вокзал для туристов для прогулок по Днепру. Мы до сих пор считаем, что работать он должен в двух ипостасях - рестораны и вокзал. Пока рано говорить о чем-то конкретно", - сказал он.