ГлавнаяКультура

​Неоправданная жестокость

На экраны выходит “Легенда Хью Гласса” – новый фильм оскароносного режиссера Алехандро Гонсалеса Иньяритту, в котором герой Леонардо ДиКаприо борется не на жизнь, а на смерть с окружающим его миром. Поставленный по мотивам жизни настоящего первопроходца Хью Гласса, оставленного соратниками умирать в лесу после схватки с гризли, фильм Иньяритту и сам пытается выжить – в утомленном новогодними праздниками прокате.

Фото: Fox

На поверку – и рекламная кампания фильма всячески этому способствует – можно решить, что, в отличие от предыдущего фильма Иньяритту, “Бердмена”, балансирующего на грани фантасмагории, “Легенда Хью Гласса” старается быть предельно реалистичной. Пресловутая схватка Гласса с медведем поставлена так, что для многих станет удивительным тот факт, что реалистичный гризли создан при помощи компьютерной графики. Если ДиКаприо, чтобы добиться нужного эффекта, действительно ел сырую печень и спал в холодной земле, то почему бы ему не схватиться с гризли?

Как бы то ни было, схватка следопыта с медведем становится триггером для развития сюжета, согласно которому группа охотников за пушниной пытается выжить в холодных лесах возле реки Миссури, а заодно и добычу свою сохранить – от гниения (начинается зима), от французов, все еще разгуливающих на этих территориях, и от индейцев Арикара, разыскивающих похищенную дочь вождя.

Хью Гласс, как и любой герой такого типа, – не принадлежит ни к одному из вышеобозначенных миров. Номинально, он – часть экспедиции, но фактически – проводник между миром природы и миром людей. Имея хорошее чутье и, возможно, определенные умения, перенятые от индейцев (у Гласса даже есть сын от его жены-индианки), следопыт является определяющим фактором при выборе маршрута.

Фото: Fox

Но после решающей схватки с гризли все меняется. Группа под предводительством капитана Эндрю Генри (Доналл Глисон) решает, что раны Гласса смертельны и оставляет Гласса умирать. Один из сопровождающих Хью в мир иной – Фитцджеральд (Том Харди), желающий избавиться от бремени поскорее, убивает сына Гласса, чем и подписывает себе приговор.

The Revenant – оригинальное название фильма – это живой мертвец, человек, вернувшийся с того света. Хью Гласс – буквальная иллюстрация этого понятия. Человек, на котором все – кроме сына, чье мнение, к сожалению, никого не интересовало – поставили крест и которого в надежде на его быстрое упокоение даже присыпали землей, возвращается в мир живых, чтобы отомстить.

История о мести в "Хью Глассе" соседствует с рассказом о превратностях колонизации Северной Америки, а натурализм страданий, испытываемых главным героем, смешивается с сюрреалистической операторской работой Эммануэля Любецки.

Работа проделана, чего греха таить, безупречно – через каких-то два месяца Любецки наверняка сможет похвастаться третим подряд взятым “Оскаром”, вздохнет спокойно и ДиКаприо, так давно стремившегося к главной награде своей карьеры. Лишней безупречности добавляет и украинский дубляж – речь Тома Харди, актера, который, как мало кто другой, способен доносить суть своего персонажа при помощи междометий, труднодоступная для понимания в оригинале, отшлифована украинским актером. Поэтому если вы хотите посмотреть “Легенду Хью Гласса” в том виде, в котором ее задумывал Иньяритту, сходите на показ на языке оригинала (благо, в Киеве уже такие проводят).

Впрочем, именно эта безупречность и мастерство Иньяритту и оказывает “Легенде”, простите за каламбур, медвежью услугу. Идеальные кадры, идеальный актер в главной роли, идеальная музыка – где надо, скрипочки поднажмут, помогут зрителю ощутить зубодробительность переживаемого Хью Глассом опыта, – все это сводит на нет, собственно, то, ради чего кино и создается – рассказывание интересной истории.

Мы должны поверить в то, что герой Леонардо ДиКаприо переживает своего рода перерождение – он переступает через себя, буквально вылезает из могилы ради благородной цели. Но что такое этот Хью Гласс? Он как был в междумирье, так там и остается – Иньяритту не показывает, что происходит внутри Хью Гласса, пока он прячется от холода в мертвой лошади. Зато с избытком показывает, что у лошади внутри.

Кажется, что Иньяритту больше интересует форма, чем содержание. Его задачей было сделать так, чтобы актеры не “провели хорошо время с чашкой кофе на фоне зеленого экрана”, а вдоволь настрадались в холодных лесах Канады. Снять все это разнузданным широкоугольником в руках талантливого оператора. Взять на главную роль человека, который гарантированно обеспечит так называемый “oscar buzz” – бесконечные разговоры и прогнозы относительно того, возьмет ли он “Оскар”.

К содержанию тоже ведь, на первый взгляд, не придерешься – легенда же (и не только в украинском названии), в которой категорическое разделение на героев и антигероев вполне логично. Но когда на очередной душераздирающей (или такой, которая предполагалась быть душераздирающей) сцене ты ловишь себя на том, что не веришь ни одному из ее участников, становится понятно: что-то здесь не так. Иньяритту слишком упрощает своих героев, и компенсирует это операторскими красотами и тем, что никому из пришедших на фильм зрителей не хотелось бы пережить подобное на своей шкуре.

В прокате с 7 января.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram