ГлавнаяКультура

Канны-2015: Мастера и сказочники

В минувший четверг директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо объявил часть программы основного конкурса и второго по важности “Особого взгляда”. В объявленных 90% программы не оказалось ни одного украинского или российского фильма, зато есть дебют из Венгрии и две картины из Румынии в "Особом взгляде". В целом кинематографам Восточной Европы остается надеяться на параллельные конкурсы – “Неделю критики” и “Двухнедельник режиссеров”, которые будут объявлены позже. А мы пока взглянем, какие фильмы будут бороться в этом году за “Золотую пальмовую ветвь”.

Начнем с фаворитов.

“Дипан” Жака Одийяра

Жак Одийяр на Каннском кинофестивале в 2012 году
Фото: EPA/UPG
Жак Одийяр на Каннском кинофестивале в 2012 году

В новом фильме Одийяра, получившего гран-при жюри в Каннах в 2009 году за “Пророка”, вы не найдете ни одного знакомого лица. Дипан – имя главного героя, повстанца, эмигрирующего из Шри-Ланки во Францию. Он устраивается на работу охранником, и на новом месте работы сталкивается с местным криминалитетом. Как можно догадаться, ни к чему хорошему это не приводит. “Дипан” – временное название фильма, поэтому не исключено, что в итоге картина Одийяра приедет на Круазетт под другим именем.

“Кэрол” Тодда Хэйнса

Кадр из фильма "Кэрол"
Кадр из фильма "Кэрол"

В главных ролях снялись Кейт Бланшетт (первый претендент на актерскую “ветку”) и Руни Мара. “Кэрол” – экранизация романа Патрисии Хайсмит “Цена соли” (1952) о молодой девушке Терезе, работающей в универмаге. В один прекрасный день она встречает взрослую и элегантную Кэрол и влюбляется в нее. Хэйнс обещает, что этот фильм о 50-х будет непохожим на его же “Вдали от рая”, действие которого также происходит в этот период. Это не первый Каннский кинофестиваль для Хэйнса: в 1998 он привозил фильм “Бархатная золотая жила” и даже получил за него приз за художественный вклад. Позже его фильмы “Меня там нет” про Боба Дилана и уже упомянутый нами “Вдали от рая” были отмечены призами на кинофестивале в Венеции. До “Кэрол” Хэйнс сделал минисериал “Милдред Пирс”, за который Кейт Уинслет получила несколько наград.

“Сказка сказок” Маттео Гарроне

Кадр из фильма "Сказка сказок"
Кадр из фильма "Сказка сказок"

Сюрреалистическая и мрачная сказка, своим трейлером местами напоминающая не то о Терри Гиллиаме, не то о Тарсеме Сингхе, с Сальмой Хайек, Джоном Си Райли, Венсаном Касселем, Тоби Джонсом и Стейси Мартин (молодая звезда, сыгравшая в “Нимфоманке” у Триера) вполне может претендовать на крупный приз. Гарроне, до этого снимавший жесткую сатиру на итальянское общество (“Реальность” и “Гоморра” получили по большому призу в Каннах в свое время), переключился на фэнтези. Оператором “Сказки сказок” выступил Питер Сушицки, стоявший за камерой 5-го эпизода “Звездных войн”, “Империя наносит ответный удар”, и всех фильмов Дэвида Кроненберга.

“Лобстер” Йоргоса Лантимоса

Кадр из фильма "Лобстер"
Кадр из фильма "Лобстер"

Еще один европейский режиссер, выступивший с крупной ко-продукцией и задействовавший звезд в своем новом фильме. Лантимос, представитель так называемой “греческой новой волны” снял антиутопическую романтическую драму с Колином Фарреллом, Леей Сейду, Рейчел Вайс, Беном Уишоу, опять-таки, Джоном Си Райли и Оливией Колман. По сюжету, одиноких людей отправляют на 45 дней в отель для того, чтобы они нашли себе пару. Если они не справляются, их превращают в животных и отсылают в лес. Предыдущий фильм Лантимоса, “Клык”, выиграл каннский “Особый взгляд” и тоже реалистичностью своего сюжета не отличался – тем интереснее следить за развитием Лантимоса. Похоже, что “Лобстер” может стать “Боргманом” этого года – если вы помните, пару лет назад в Каннах уже был абсурдистский фильм, срывающий покровы с современного общества. Но “Боргман” ничего не получил, кроме восторженных отзывов критиков, а вот у “Лобстера” есть все шансы: не даром ведь во главе жюри заседают братья Коэны.

"Молодость" Паоло Соррентино

Кадр из фильма "Молодость"
Кадр из фильма "Молодость"

Международный актерский состав в свой фильм привлек еще один вероятный фаворит – итальянец Паоло Соррентино. Его “Молодость” (или “Ранние годы”) обещает быть смысловым продолжением “Великой красоты”, которая также участвовала в основном конкурсе Канн в 2013 году. Уехав из Канн несолоно хлебавши (тогдашнее жюри не оценило экзистенциальной драмы на фоне римских туристических красот), Соррентино вновь возвращается с а) очевидным оммажем Федерико Феллини; б) размышлением о старости и тленности творческих профессий. Но на сей раз главную роль в его фильме играет Майкл Кейн, на вторых ролях – Рейчел Вайс, Пол Дано, Харви Кейтель и Джейн Фонда. Музыку к фильму, где главным героем является дирижер, пишет Дэвид Лэнг, чью “Девочку со спичками” вы могли слышать в Кирилловской церкви прошлой осенью.

"Моя мать" Нанни Моретти

Кадр из фильма "Моя мать"
Кадр из фильма "Моя мать"

Третий итальянец в основном конкурсе Канн-2015 – Нанни Моретти, три года назад возглавлявший жюри. Он везет на Круазетт полуавтобиографическую драму “Моя мать”, где сам играет одну из главных ролей. Альтер-эго главного героя сыграла Маргарита Буй, а в эпизодической роли появится Джон Туртурро. Предыдущий фильм Моретти привозил в Канны в 2011 году – это была трогательная трагикомедия “У нас есть Папа” о Папе Римском, который сбегает сразу после инаугурации и решает исполнить свою давнюю мечту: стать актером. “Моя мать”, к слову, уже идет в итальянском прокате (что не противоречит каннским порядкам: согласно правилам, в Канны могут отбирать фильмы, которые уже показывались в стране производства, и только в ней).

"Макбет" Джастина Курзеля

Кадр из фильма "Макбет"
Кадр из фильма "Макбет"

“Макбет” Джастина Курзеля, где главные роли сыграли Майкл Фассбендер и Марион Котийяр стал сюрпризом в каннском лайн-апе и четвертым подряд фильмом с участием Котийяр в главном конкурсе. Возможно, именно экранизация бессмертной пьесы Шекспира станет удачной для актрисы в Каннах, и она получит “Пальмовую ветвь”. У Джастина Курзеля с каннскими наградами немного получше: в 2011 году этот австралийский режиссер получил приз ФИПРЕССИ за свой полнометражный дебют “Снежный город”. С тех пор Курзель не снимал полный метр, пока не взялся за “Макбета”.

“Море деревьев” Гаса Ван Сента

Кадр из фильма "Море деревьев"
Кадр из фильма "Море деревьев"

Возвращение каннского любимца, с вездесущим Мэтью Макконахи и Кеном Ватанабе в главных ролях. Макконахи и Ватабе играют мужчин, приехавших в знаменитый “Лес самоубийц” у подножья горы Фудзи, чтобы покончить с собой. Встреча провоцирует их на совместный поиск выхода из сложившегося экзистенциального кризиса. У Ван Сента, как известно, уже есть “Золотая пальмовая ветвь”, которую он, наряду с призом за режиссуру, получсил в 2003 году за своего “Слона”. Предыдущую свою картину – “Землю обетованную” Ван Сент свозил в Берлин, а в Каннах в последний раз был в 2011 с драмой “Не сдавайся”, которую показали в “Особом взгляде”.

“Наемница” Дени Вильнева

Кадр из фильма "Наемница"
Кадр из фильма "Наемница"

Криминальная драма с Эмили Блант, Бенисио дель Торо и Джошем Бролином. Блант играет офицера полиции, которая охотится за мексиканским наркобароном. В операторах у Вильнева – опять Роджер Дикинс (работавший на “Пленницах” десятикратный номинант на премию "Оскар" – ни разу, впрочем, награду Американской киноакадемии за свои труды не получивший), а музыку написал исландский композитор Йоханн Йоханнсон (“Теория всего”, те же “Пленницы”). У Вильнева это уже пятый фильм (и третий полнометражный), который он показывает в Каннах. Следующим проектом этого квебекского режиссера, кстати, будет продолжение “Бегущего по лезвию”, на главную роль в котором претендует Райан Гослинг.

"Громче, чем бомбы" Йоакима Триера

Кадр из фильма "Громче, чем бомбы"
Кадр из фильма "Громче, чем бомбы"

Норвежский режиссер Йоаким Триер, чей фильм “Осло, 31 августа” участвовал в “Особом взгляде” в 2011-м, возвращается в Канны с фильмом “Громче, чем бомбы”. Главные роли в картине сыграли Джейсси Айзенберг, Изабель Юппер и Гэбриел Бирн. Отец с двумя сыновьями возвращается в свой старый дом, где они жили вместе с матерью, скончавшейся три года назад всемирно известным фотографом. Сообщается, что сценарий этого фильма написан в стиле “Расемона”: одно и то же событий подается с разных точек зрений.

"Простой человек" Стефана Бризе

Кадр из фильма "Простой человек"
Кадр из фильма "Простой человек"

Впервые в Канны приедет французский режиссер Стефан Бризе со своей драмой “Простой человек” с Венсаном Линдоном в главной роли. Судя по сюжету, “Простой человек” рифмуется как с фильмом Одийяра в нынешнем конкурсе, так и с прошлогодними Дарденнами: главный герой работает в супермаркете и в какой-то момент сталкивается с моральной дилеммой, когда его просят шпионить за его коллегами. Этой шестой полный метр Бризе, но первое участие в крупном фестивале.

"Мой король" Майвенн

Кадр из фильма "Мой король"
Фото: Twitter / Studiocanal
Кадр из фильма "Мой король"

Еще один французский участник – Майвенн Ле Беско с фильмом “Мой король”. Главные роли сыграли Венсан Линдон, Луи Гаррель и Эммауэль Берко, чей фильм открывает нынешние Канны, но не претендует на “Золотую пальмовую ветвь”. Предыдущий фильм Майвенн, “Полисс”, получил в Каннах Приз жюри в 2011 году.

"Маргарита и Жульен" Валери Донзелли

Кадр из фильма "Маргарита и Жульен"
Фото: Facebook / Marguerite & Julien
Кадр из фильма "Маргарита и Жульен"

Компанию женщин-режиссеров Майвенн составит соотечественница Валери Донзелли со своим третьим фильмом “Маргарита и Жульен”. Главные герои – брат и сестра, чья любовь к друг к другу со временем перерастает в романтические отношения, что вынуждает пару скрываться от возмущенного такими отношениями общества.

"Сын Сола" Ласло Немеса

Кадр из фильма "Сын Сола"
Кадр из фильма "Сын Сола"

В основном конкурсе есть и дебютант: “Сын Сола” венгерского режиссера Ласло Немеса. Это драма об узнике Аушвица, который является членом “Зондеркоманды” и работает в одном из крематориев в концлагере. Однажды он находит тело маленького мальчика, принимает его за своего сына и пытается похоронить его по еврейскому обряду.

За азиатский регион в каннском конкурсе отвечает три фильма.

"Ассасин" Хоу Сяосяня

Кадр из фильма "Ассасин"
Кадр из фильма "Ассасин"

“Ассасин” классика тайваньского кино Хоу Сяосяня – костюмный боевик, главную роль в котором сыграла модель и актриса Шу Ци. Действие фильма происходит во времена династии Тан. Последний раз Хоу Сяосянь привозил свой фильм в Канны в 2005 году – это была картина “Три времени”, а в 2003 году он получил Приз жюри за своего “Кукловода”.

"Горы должны уйти" Цзя Чжанкэ

"Горы должны уйти"
"Горы должны уйти"

Возвращение известного китайского режиссера после того, как он получил приз за лучший сценарий в Каннах в 2013 году с фильмом “Прикосновение греха”. Новый фильм Цзя Чжанкэ спродюсирован французами и содержит три главы, действие которых происходит, соответственно, в 1990-, сегодня и в 2025 годах. Несмотря на то, что это первый фильм режиссера, снятый за пределами Китая, в нем он исследует именно китайское общество. Так, в центре сюжета – молодая пара из провинции Шаньси. В 90-х молодая женщина, которую играет постоянная муза Цзя Чжанкэ Чжао Тао, разбивает сердце своего возлюбленного и выходит замуж за богатого владельца шахты. Через 20 лет бывший влюбленный возвращается в Шаньси и обнаруживает свою старую любовь в разводе и в отчуждении от собственного сына. В 2025 году сын главной героини живет в Австралии, влача бессмысленное существование и работая в казино.

"Наша маленькая сестра" Хирокадзу Корээды

Кадр из фильма "Наша маленькая сестра"
Кадр из фильма "Наша маленькая сестра"

“Наша маленькая сестра” (или “Дневник Умимати”) японского режиссера Хирокадзу Корээды – экранизация манга об отношениях трех сестер с четвертой, сводной сестрой, после смерти отца. У Корээды уже есть два каннских приза – за фильм “Сын в отца”, который участвовал в конкурсе в 2013 году.

***

Список конкурсных фильмов пополнится в ближайшее время еще несколькими названиями: критики гадают, найдется ли место в главной программе Каннского кинофестиваля место Гаспару Ноэ, Джеффу Николсу или Апичатпонгу Вирасетакуну. После добавления в лайн-ап фильмов мы обновим этот обзор, а в следующей части гида по Каннам взглянем на картины из параллельных и внеконкурсных программ.

68-й Каннский кинофестиваль, напомним, пройдет с 13 по 24 мая.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram