В этом году Дом Кино на открытии кинофестиваля выглядел как нельзя лучше: его советский антураж удачно сочетался с красным транспарантом, повешенным над экраном, красными гвоздиками и стебом над пафосом никак не желающей отступить в прошлое совдепии. Центральной темой нынешнего Docudays стал вопрос “Возможно ли возобновление авторитаризма в современной Украине?”.
Забитый зрителями красный зал столичного Дома Кино свидетельствует о неувядающем интересе киевских зрителей к документальному кино. Об этом же сообщают и активисты Украинского Хельсинского союза по защите прав человека: мол, после каждого Docudays к ним приходят десятки человек, желающих записаться в волонтеры.
Документальное кино отличается от игрового, прежде всего, типом и качеством материала. Современное игровое кино заимствует у документального манеру съемки и стремится достичь той же степени достоверности
— Сергей Лозница, режиссер
Тем не менее, для открытия киносмотра была выбрана картина, затрагивающая магистральные темы Docudays лишь опосредованно. Фильм “Дипломат” датского журналиста Мадса Брюггера не повествует о защите прав человека, а, скорее обличает тех, кто занимается извечной ее манифестацией, а именно – европейских чиновников.
Мадс Брюггер покупает себе дипломатический паспорт и отправляется в Либерию с тем, чтобы, прикрываясь желанием открыть спичечную фабрику, разоблачить коррупционные схемы, связанные с европейскими чиновниками. Те уже давно покупают себе дипломатические статусы в Центральной Африке, заводят фиктивный бизнес и получают доступ к приобретению алмазов, добываемых в африканских странах.
Брюггер, у которого уже был опыт подобного внедрения (в качестве директора театра на гастролях в Северной Корее, фильм “Красная часовня”), готовился к новому перевоплощению три года. В результате, не поверить в то, что он настоящий европейский господин, циничный и аж лоснящийся от чувства собственной важности, очень сложно. А между тем, журналист провел огромную работу: большая часть материала фильма записана на скрытые камеры, а то, как Мадс нервничал, когда разыгрывал сытого европейского чинушу, становится заметно, лишь когда слышишь его закадровый голос, объясняющий, что и зачем происходит на экране.
В итоге “Дипломат” стал хитом нескольких кинофестивалей (в том числе и Docudays), не говоря уже о том, что вызвал ажиотаж в старушке-Европе. Его пытались запретить к показу, но без особого толку.
Краткий дайджест фестивальных событий минувших выходных:
- запрет фильма о подростках в Донецке, добывающих себе средства на пропитание работой в нелегальной шахте - “Шахта №8”. Фильм является эстонско-украинской ко-продукцией и запрет на его демонстрацию в рамках фестиваля с украинской стороны (студия Interfilm), как сообщают организаторы Докудейс, очень удивил их эстонских партнеров;
- показ трех фильмов проекта “Новые герои”: истории о людях из разных областей Украины, борющихся за свои права;
- презентация альманаха “Молодые о молодых” - 15 фильмов о том, как живет молодежь в постсоветских странах;
- показы фильмов и мастер-класс американского документалиста, двухкратного номинанта на “Оскар” Маршалла Карри;
- показы фильмов известного австрийского документалиста Михаэля Главоггера - “Смерть работника” и “Слава блудницы”.
5 интересных событий на Docudays, которые будут проходить, начиная с понедельника:
- участники конкурсных программ фестиваля - Docu/Жизнь, Docu/Право и Docu/Коротко;
- документальный фильм “Ходорковский”, который представит режиссер Сирилл Туши;
- ретроспектива фильмов Марины Разбежкиной;
- продолжение показов картин британских документалистов из серии “Антиутопия”;
- круглый стол “Имеет ли шанс авторитаризм в Украине?”.
9-й фестиваль документального кино о правах человека Docudays будет идти в столичном Доме Кино и кинотеатре “Кинопанорама” до 29 марта.