В 2002-м я добирался на автомобиле по жутко раздолбанной дороге, ведущей в шевченковский край. В Черкассах Днепр переезжали по аварийному мосту, пропускавшему по одному автомобилю. Далеко за полночь. На небе яркие звезды, как в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Невысокий забор, а за ним белым пятном в лунном сиянии приземистая украинская хата. И огромный сад.
Ночное свидание с режиссером было неожиданным. Еженедельник «Бизнес» вдруг решил срочно поставить в номер мое интервью с Юрием Илленком, буквально на днях взятое по возвращению его с 52-го Берлинского фестиваля, где вне конкурса демонстрировали последнюю работу украинского режиссера «Молитва за гетмана Мазепу».
Жена разбудила Юрия Герасимовича. Возле почти, что его шевченковской хаты, в недостроенной деревянной сауне - лауреат Московского и Каннского фестивалей небольшими дощечками обшивал яму для холодной воды – мэтр киноискусства принял нас, внимательно вычитывая текст интервью. Содержанием был авторский фильм Юрия Илленка с главным действующим лицом трагической судьбы. С патриотом независимой Украины, триста лет проклинаемым большими доброжелателями Украины.
Еще во времена брежневского идеологического мракобесья в 1978 году Юрий Илленко решился на создание фильма «Полтава» о гетмане Иване Мазепе. Несмотря на недосказанность подцензурного варианта сценария секретарь ЦК КПУ по идеологии, патологический украинофоб Маланчук с большим опытом репрессий, так отреагировал: «Если Илленко не хочет, чтобы с ним произошло то, что случилось с Мазепой после Полтавы, пускай закопает сценарий у себя в огороде!»
Пришла долгожданная независимость Украины. Окрыленный Юрий Илленко создает киностудию «Фест-Земля», снимает первый в Украине фильм без денег Минкультуры. Картина «Лебединое озеро. Зона» была создана по зековским рассказам вышедшего на волю побратима в искусстве Сергея Параджанова. На Каннском фестивале фильм удостоен Приза ФИПРЕССИ, международной федерации кинопрессы, и Приза «Эскор» - независимой кинокритики. Российская телекомпания ОРТ покупает фильм украинского режиссера с экслюзивными правами на его демонстрацию. Фильм нигде не показывается, похоже, что похоронен навечно.
В свободной Украине всемирно известный кинематографист кино не снимает. Пишет лучший свой сценарий «Агн» о втором пришествии Христа. Спаситель человечества, по сценарию Илленка, очутился в земном аду, в Нью-Йорке. Издает первый в Украине учебник кинорежиссуры «Парадигма кино». Три персональные выставки живописных и графических работ. И вот, через четверть века, наконец, осуществляется его мечта, снимается фильм «Молитва за гетмана Мазепу».
…После правок в тексте ночью в усадьбе режиссера в селе Прохоривка, вместо ответа на мой вопрос, на какие авторитеты можно ссылаться в анонсе к интервью, Юрий Герасимович дал мне цитату из Льва Толстого:
“С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории... Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует... сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий - ящиков с водкой... коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына... и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему” (ПСС, М., 1936, т.26, с.568).
Еще в Киеве, когда брал у него интервью, Юрий Илленко показал мне на видео отрывки из своего фильма, премьера которого через два месяца предполагалась в столице Украины.
Первыми же кадрами я был шокирован:
Охраняющий мраморный саркофаг солдат оправдывается перед главнокомандующим: “У меня штык заговоренный — Мазепа не сбежит”. Самоуверенность подданного не понравилась императору. И Петр Первый в традициях “расийскага просвещения XVIII века”, бросает покорного раба на крышку саркофага, срывает с него штаны, достает свой “штык” и многократно вонзает его в место, известное всем нетрадиционалам секса.
По дедовским тюремным правилам, “опустив” своего раба, разъяренный пахан-император прячет в штаны “монарший жезл” и сбрасывает с саркофага крышку. Дегенеративный Петр бьется в истерике, разбивает ногами мрамор, пытается трясущимися пальцами вскрыть гроб.
Вдруг, резким ударом покойник пробивает отверстие в крышке гроба, хватает за горло, душит императора Всея Руси и Малороссии. Взъерошенная, седая голова Мазепы, со следами червоточины говорит из гроба неврастенику Петру, что тот жизнью своею обязан ему, Ивану Мазепе, гетману Украины...
…После уничтожения гетманской столицы Батурина жуткая картина. По реке на плотах медленно плывут растерзанные по приказу Меньшикова - сексуального партнера императора Петра - тела украинских казаков…
В том интервью я спросил Юрия Ильенка:
— Чего больше в “Молитве...”, исторических фактов или вашей художественной трактовки?
— Если пушкинская поэма “Полтава” — исторический факт, то фильм “Молитва за гетмана Мазепу” не соответствует. Если мотивировки петровской анафемы на Ивана Мазепу абсолютно справедливые, то “Молитва...” не соответствует. Если изображение Петра Первого на монументах, монетах, орденах, в одах и поэмах — исторический факт, тогда наш фильм не соответствует. Что брать за исторический факт? Полстолетия спрятанную от распираемых от гордости потомков восковую фигуру Петра, с дегенеративными чертами сгнивающего от сифилиса физического и нравственного урода? Или лучезарные изображения повелителя, изготовленные придворными художниками, соответствие “историческим фактам” которых мерялось тогда золотыми империалами, сегодня — орденами и званиями?
Патриот славной российской истории Михаил Швыдкой, министр культуры РФ, запретить Льва Толстого с «антироссийскими высказываниями» не решился. Но с удовольствием и державным рвением запрещает фильм Юрия Илленка, как «антироссийский». Понять истинно русского человека Швыдкого можно. Неприятно, когда вам напоминают, что основателем Российского государства была кровожадная, порочная обезьяна, как в насмешку над природой, в человеческом облике.
Старая поговорка: Когда в Москве рубят кончики пальцев, в Киеве отрубают руки. Администрация президента Леонида Кучмы - хорошо, что только фигурально выражаясь – после сигнала из Москвы рубит руки Юрию Илленку. Снова, теперь навсегда безработный. У преемника Виктора Ющенка - сына «своего батьки Леонида Кучмы» - после помаранчевой революции при небывалых достижениях свободы слова, духу не хватило, или мужской отваги противоречить высочайшему из Москвы мнению о фильме Юрия Илленка. По многим принципиальным позициям третий президент пять лет хорохорился перед Россией, но «Молитва…» продолжала пылиться на полке. Продолжается кучмино табу на телевизионный показ. Тиражирование на видео тоже запрещено. Зарубежные прокатчики предлагают суммы, в десятки раз превышающие 3 млн. долларов, потраченных на производство фильма. С улицы Банковой все тот же окрик: Не продавать!
И Юрий Илленко заявляет во весь голос: «Я иду из кино, поскольку с этой бандитской властью не хочу иметь дела».
Теперь у нас четвертый президент Украины, кстати, рекламируемый, как идеологический антипод президента Ющенка. Отважится ли Виктор Янукович, хотя бы на то, чтобы лично посмотреть фильм теперь уже покойного украинского режиссера Юрия Илленка? Большие в том имеются у нас сомнения. И вот почему. Кабмин во главе с премьером Азаровым дружными пионерскими рядами промаршировал на премьеру фильма придворного кремлевского режиссера Никиты Михалкова. Образно выражаясь, полные штаны счастья! Кинокритики мира, включая известных российских, недоумевают: На фильм «Утомленные солнцем-2. Предстояние» как в песок ушло более тридцати миллионов долларов, а результат нулевой. Откровенная политическая халтура Путину и Медведеву понравилась, а, значит, и мы – друзья в Украине - должны испытывать восторг!
Ближайшая прокатная перспектива украинского фильма «Молитва за гетмана Мазепу» отсутствует. А тут и московский большой начальник с церковным именем Кирилл – в миру Гундяев – настоятельно порекомендовал своей верной киевской пастве вычеркнуть гетмана Мазепу из украинской истории. Поначалу убрать ненавистное имя предателя Российской империи с уличных указателей у Киево-Печерской Лавры.
После Харьковских соглашений с Москвой кинофильм Юрия Илленка «Молитва за гетмана Мазепу» для просмотра в Украине, определенно, особенно опасен! Как и во времена колониальной зависимости от Санкт-Петербурга было запрещено читать подневольному украинскому народу «Кобзарь» Тараса Шевченка.
Спи спокойно, Юрий Герасимович! У нас в Украине все по-брежневу, по-кучме, по-ющенку…