ГлавнаяКультура

Борис Гребенщиков: «Провокаторы – это весьма интересное племя»

Во время своего последнего приезда в Киев лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков успел не только презентовать новый альбом «Лошадь белая», но и пообщаться с украинскими политиками в популярном телешоу. О том, какое впечатление произвели телеперсонажи отечественной политики, о грядущей выставке своих картин в Киеве, а также о скрытых смыслах своих песен БГ рассказал «Левому берегу».

Борис Гребенщиков: «Провокаторы – это весьма интересное племя»
Фото: УНИАН

График «Аквариума» предельно насыщен. Киев, Днепропетровск и Харьков в Украине. 12 июня большой рок-фестиваль «Рок над Волгой» в Самаре, потом Вильнюс... Помимо этого, в Москве должно состояться вручение премии «Степной волк». Все успеете, или придется чем-то жертвовать?

Боюсь, что со «Степным волком» я не успею. Действительно, 15 июня нужно быть в Вильнюсе, куда я еще и всю семью тащу. Так что отвлечься на вручение премии не получится. Я уже говорил с Артемом (Артемием Троицким - учредителем премии «Степной волк» - «Левый берег») и очень извинился перед ним.

А как насчет «Рока над Волгой» - тем более что место проведения носит типично «Аквариумное» имя - «Красный пахарь»? Откуда этот проект?

Лица, стоявшие у истоков проекта «Рок над Волгой», предпочли остаться неизвестными. Приглашение лежало в конверте под мусорным бачком. На нем были нарисованы череп с костями - вместе с требованием приехать играть на фестиваль, иначе будет плохо. И подпись - доброжелатель. Так что мы решили поехать.

Что, вот так просто поверив на слово, что там действительно будет фестиваль?

Многие мои друзья получили точно такие же приглашения. И мы решили ехать. Ведь интересно познакомиться с людьми, которые в таком занимательном стиле шлют приглашения...

Где вы сейчас чаще бываете? В России, Азии, континентальной Европе или в Англии?

Я очень люблю бывать в Европе. Жить в Европе мне никогда не приходилось. Я всегда там проездом. Задерживался иногда не неделю, две, три. Ну, на месяц. Потому что я никак не могу провести границу между Европой и Россией, Европой и Украиной... Я читал много трактатов об истории Европы. И получается, что и Россия, и Украина - это часть Европы. Часть Европейской возвышенности. Мы к Востоку не имеем никакого отношения. Я очень внимательно копал. Мы про Восток ничего не знаем. Мы европейцы. Я недавно был в Калмыкии. И вот сразу ощущаешь, что это совсем другая психология. Калмыки - замечательные люди. Я их очень люблю. Но психология у них другая. Поэтому, что в Европе, что здесь, что в России - я большой разницы не вижу. Знаете, это как водка. Которая бывает разной степени очистки. Так вот, скажем, Англия - это высокая степень очистки. Поэтому я ее предпочитаю. Там очень хорошо. Есть где гулять. Парки хорошие. Кстати, в Киеве тоже замечательные парки. Если получится, то доберусь. Погуляю.

Не так давно некий житель Тюмени, юрист - как он себя позиционирует, г-н Ямщиков обратился к генеральному прокурору России с требованием лишить вас ордена «За заслуги перед Отечеством» за то, что вы пропагандируете «алкоголизм, содомию и наркоманию». Эта история закончилась?

Эта история не закончилась. И я думаю, что длиться она будет еще долго. Я не стану ничего говорить об этом господине. Потому что все, что я о нем слышал, не подтверждено точными документами. Но узнать о нем можно много. Он на самом деле интересная личность. А в отношении моих песен есть некое непонимание. Когда я пишу свои песни, я отдаю их потом тем, кто их слушает. И тот, кто их слушает, может делать с ними все, что угодно. Искать какой угодно подтекст. Это уже не мое. Это ваше. Это всехнее. Поэтому, если ему нравится слышать в песнях именно это - пожалуйста. Если он подает бумагу, чтобы орден у меня забрали, - пожалуйста. Я этот орден ни у кого не выпрашивал. Мне его дали. Это не мое. Поэтому эта история пока меня мягко забавляет.

Но является ли это звонком, свидетельствующим о том, что начался некий новый этап в оценке творчества - с позиций, скажем, идеологии?

Это первое, что напрашивается на ум. Но поскольку это первое, что напрашивается, оно не совсем верно. Потому что есть мнение, что некий человек (не буду говорить кто) незадолго до того, как начал писать по поводу меня всякие интересные бумаги, устраивал в Тюмени гей-парад, не будучи геем. Чудовищно местных геев подставив. Есть люди, которые по своей натуре являются провокаторами. Весьма интересное племя. С ними не соскучишься.

О том, что ваши песни после того, как вы их написали, становятся нашими... Вы одним из первых начали выкладывать свои песни в Интернете для свободного скачивания...

Я с самого начала собирался это делать. Как только наш сайт открылся, я бился за то, чтобы песни были в свободном доступе.

Была ли какая-то реакция со стороны ваших коллег? Получил ли ваш почин поддержку и как отреагировали на это те, кто делает бизнес в области звукозаписи?

По поводу последователей сказать точно не могу. Но наверняка они есть. А удар по тем, кто делает на этом деньги, нанести нельзя. Фирмы, которые нас выпускали, так и выпускают. Им это не так важно. Они выплачивают небольшой аванс, а потом всю оставшуюся жизнь говорят, что этот аванс так и не смогли окупить. И получить деньги невозможно. Как это было с фирмой «Мелодия», которая еще во времена СССР выпустила несколько миллионов экземпляров нашей пластинки. А мы с нее не получили ни копейки. Но на самом деле мы выпускали пластинку не из-за денег.

5 июня вы приняли участие в ток-шоу Савика Шустера, где впервые имели возможность вживую наблюдать в действии большое количество украинских политиков. И как выдержали это непростое испытание?

Как в школе на уроке. Меня поразило, что эти люди так много хотят говорить. И многие из них, очевидно, думают, что чем больше они буду говорить, тем меньше с них будут спрашивать. Они готовы говорить веками, не переставая. Я всегда поражаюсь таким людским талантам. А так... Ну, как в любой школе. Есть отличники, есть неотличники...

В конце передачи вы сказали, что долго пытались вспомнить какую-то свою песню применительно к данному случаю, но так и не смогли ...

И это правда. Я сидел, думал, искал, чтобы ввернуть что-нибудь остроумное. Прокомментировать. Но потом понял, что это ненужно. Это все настолько смешно, что в комментариях не нуждается.

А что было в рекламных паузах? Наши политики к вам подходили? Общались?

Подходили. Жали руки и говорили, что родились и выросли на моем творчестве. Причем не только они сами, но их бабушки тоже...

В прошлом году вы давали в киевском оперном театре благотворительный концерт, сбор от которого пошел детям с психическими расстройствами из Коростышевской школы-интерната Житомирской области. Будет ли продолжение?

Боюсь, что если мы будем приезжать в Украину и за каждый концерт собирать деньги в помощь детским домам, это будет выглядеть несколько странно. Вам не кажется, что это вы должны делать, а не заезжие российские артисты? Стыдно! Позор!

Ну, если бы позор ограничивался только этим. Поживите в нашей Европе подольше...

Вы знаете, на самом деле мы живем в одной стране. Только называемся сейчас по-разному. А страна как была одна, так и есть. Когда у нас один язык и одна культура, нам никуда друг от друга не деться.

Языки, допустим, все же разные...

Я на программе у Шустера видел... Они так стараются... Лучше бы учили китайский язык. Полезнее. Кстати, там же во время программы коммунист говорил именно о Китае. Ваши коммунисты держат ухо востро. С Китаем нужно налаживать контакты.

Вы сделали такой вывод потому, что недавно были в Китае?

Я не заметил, что эта страна чем-то отличается от нас. Очень немногим.

Что, тоже Европа?

Нет. Это как раз Китай. Общее - это советскость. Которая есть и в России, и в Украине (но в меньшей степени, чем в России). Советскость в Китае - в полный рост. Но им удалось, живя с ней, все-таки прийти куда-то в другое место.

Как, на ваш взгляд, им это удалось - совместить капитализм с жестким коммунистическим контролем?

Жизнь показывает, что все возможно. Коммунисты тоже хотят есть.

Ну, коммунисты, находясь у власти, особенно голодными не были никогда.

На самом деле слово «коммунист» уже ничего не значит. Просто есть люди, управляющие этой страной и пытающиеся сделать так, чтобы и им, и стране было хорошо. А слово «коммунист» - просто табличка.

Не так давно появилось сообщение о том, что в Нарве пройдет выставка «Летние рубежи», на которой в том числе покажут работы рок-музыкантов Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Константина Кинчева и Бориса Гребенщикова...

Об этой выставке я не скажу ничего. Но могу сказать, что в октябре в Киеве будет достаточно уникальная, первая в моем опыте выставка моих картин и... произведений.

А что такое произведения?

Приходите в октябре и увидите. Там будет немножко чистой живописи, немножко смешанной техники. То, что можно потрогать руками.

Это будет чисто художественная акция, или вы приедете с концертом?

Я приеду без группы, но с гитарой.

В прошлом году Киеву повезло и мы увидели концерт «Aquarium International». Будет ли повторение?

Никакого повторения не будет.

Я имел в виду развитие этого направления. Этой формы. Поиск и включение новых инструментов, новых музыкантов.

После «Aquarium International» с нами почти год играет Брайан Финниган. С моей точки зрения, такого еще никогда не было - чтобы лучший флейтист Ирландии играл с русской группой даже больше года. И есть дальнейшие планы. И на украинских концертах вас ждет очень интересная музыка, потому что он действительно великий музыкант. Это правда.

А с кем из мировых исполнителей вы хотели бы записаться вместе?

Все такие сотрудничества были бы для моего самолюбия страшно приятны. Но дело в том, что я пишу по-русски. А они пишут по-английски.

Но вы же можете писать по-английски?

Да, я могу. Но это будет творчество на потребу. А когда я пишу по-русски, это естественная вещь. Я знаю. Я же это делал. Конечно, мне интересно работать с очень хорошими людьми. Но то, что я делаю по-русски, в сотни, тысячи раз важнее. И тут никакое английское пение мне помочь не может. Как бы близко я ни дружил с людьми, как бы я ни хотел с ними поработать. Что касается новых музыкантов, то я понятия не имею. Мы сейчас пишем альбом, и я понятия не имею, кто будет играть. Хотя это самое интересное - когда работаешь с песней и не знаешь, куда это пойдет дальше.

И, если можно, несколько слов о новом альбоме.

У нас сейчас в работе шесть вещей. Одна старая, четыре новых. Две из них вы могли где-то слышать, но мы их никогда не записывали. И одна вещь, которая может представлять собой симфонию. Но что именно это будет, я пока сам не знаю. В недоумении смотрим, как музыка во что-то выливается.

Уже есть сроки выхода альбома?

Я очень рассчитываю, что альбом выйдет в этом году. Мои друзья из Центрального комитета «Аквариума» говорят мне, что это планы неосуществимые. Но мы посмотрим.

И традиционно можно рассчитывать на то, что Киев будет среди городов, где пройдет премьера?

Конечно. Может быть, будет и первым.

Андрій КапустінАндрій Капустін, журналист, публицист, обозреватель Lb.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram