Итак, почему мы верим в успех и говорим об открытии Центра к 80-й годовщине трагедии Бабьего Яра (октябрь 2021 г.). Прежде всего, речь идет о серьезном, системном подходе, грамотном менеджменте и о полной прозрачности.
Все прежние попытки создания чего-то в Бабьем Яре, по сути, сводились к декларациям и закладке камней. Работали инициативные группы общественников и не более того. Мы же впервые создали структуру в статусе юридического лица – фонд развития Проекта с полноценным офисом и профессиональной командой. Особо подчеркну, что фонд «Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр» был официально зарегистрирован в октябре 2016 г. – после года тщательной подготовительной работы. Юридическая конструкция фонда разрабатывалась с помощью консультантов компании Ernst&Young, выбранной на тендерной основе из компаний большой четверки. В результате была создана структура, соединившая в себе благотворительный фонд и общественную организацию. Отмечу, что это очень важно для привлечения участников и средств. А также для того, чтобы не быть аффилированными с какими-либо организациями, которые ранее занимались проектами, связанными с Бабьим Яром.
Параллельно с разработкой юридической конструкции велась работа по двум направлениям – содержание проектной деятельности и организационный девелопмент проекта. То есть, шло привлечение экспертов для решения задач по работе Центра на трех уровнях: научно-исследовательском, экспозиционном и образовательном. Одновременно создавался офис с профильными департаментами (PR, IT, юридический, финансовый) и компетентной командой. Сегодня это 12 человек, отобранных по итогам строгого собеседования, которые работают в офисе по адресу: ул. Большая Васильковская, 100А (здание бизнес-центра «Торонто»). Следует отметить, что Фонд был создан исключительно для развития деятельности данного проекта, так же как и команда, которая была тщательно подобрана для выполнения необходимых функциональных обязанностей. Важной позицией является запуск полноценного сайта на трех языках, который будет функционировать в полном объеме к 76-й годовщине Бабьего Яра (сентябрь 2017 г.).
Такой подход существенно отличает нас от всех предшественников, когда работой занимались энтузиасты-общественники, фрилансеры и работники на основе part-time.
Почему это важно и для чего это нужно? Во-первых, это полная прозрачность, во-вторых – финансовый потенциал, в-третьих – репутация и вес в обществе. Никто не может сказать, что мы закрыты. Любой гражданин и любая организация может стать членом Фонда. Главное, чтоб вы не были в международном розыске. Все наши контакты имеются на сайте в открытом доступе. Что касается организаций, то официально зарегистрированных НГО в Украине – около 14 000. Количество международных НГО, которые функционируют в Украине, около 700. Как видим, потенциал огромный. Эта открытая модель является ключевым, определяющим элементом в процессе реализации проекта.
Теперь пройдемся по конкретным составляющим проекта «Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр». Естественный интерес публики прикован к вопросам места, формы-содержания и бюджета.
Процесс выбора места для строительства Центра объективно сложный и субъективно болезненный. В первой части речь идет о решении кадастровых, юридических и особенно – галахических (еврейская традиция, проблема строительства относительно мест захоронения людей) вопросов. Во второй – о проблемах идеологических, психологических, политических, с которыми приходится сталкиваться и считаться. Место строительства Центра будет определено в течение полугода и официально объявлено на следующем заседании Наблюдательного совета – 19 октября 2017 г. Возможно, в силу каких-либо обстоятельств это будет и не собственно Бабий Яр, хотя градостроительная логика подсказывает, что «Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр» должен быть расположен максимально приближенно к исторической местности. Само по себе понятие «Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр» на окраинах города выглядит парадоксально.
Предполагаемый бюджет проекта озвучивался еще в минувшем году. Он составляет сумму порядка $100 млн., которая может колебаться в зависимости от проектных решений. Речь идет о добровольных взносах от частных лиц и организаций, пока без привлечения бюджетных средств. Однако мы готовы и к поддержке со стороны государства и надеемся, что она начнется на определенном этапе осуществления проекта.
В конце года будет проведен аудит, отчет будет доступен всем на сайте Фонда. Для каждого из доноров это международный гуманитарный проект, нацеленный на увековечивание памяти о Катастрофе и на то, чтобы такое больше никогда не повторилось.
Вопрос о программном наполнении Центра решается так же системно и последовательно, с тем же вниманием к деталям, что и все остальные направления проекта. Прежде всего, идет изучение мирового опыта – как в организации музейно-экспозиционной работы, так и в исследовании и представлении истории Холокоста. За последний год я посетила около 20 центров и музеев Холокоста в разных странах, устанавливала контакты, собирала информацию. Мы формируем группу международных специалистов, которые встречаются раз в два месяца, и научный совет. Задача экспертов – разработать содержательную часть деятельности Центра, под которую будет осуществляться архитектурный конкурс и визуально-технические решения.
Архитектурный конкурс планируется объявить в конце 2017 года и провести его в течение 2018 г., чтобы затем за три года спокойно осуществить строительство и наполнение Центра. Да, ранее уже проводились архитектурные конкурсы, состав жюри и легитимность решения которых можно оспаривать. Поэтому мы будем стремиться к тому, чтобы результаты нашего конкурса были понятны и приняты как украинским, так международным сообществами. Все позиции конкурса (условия, жюри, участники, проекты) будут абсолютно публичными, его ход будет регулярно освещаться на сайте Центра.
И в завершение хочу напомнить состав Наблюдательного Совета, куда сегодня вошли 11 членов. Это Натан Щаранский, глава Еврейского агентства Сохнут (глава Совета); главный раввин Украины Яков Дов Блайх; музыкант и общественный деятель Святослав Вакарчук; бывший президент Польши Александр Квасьневский; спортсмен и филантроп Владимир Кличко; бывший американский сенатор Джо Либерман; бизнесмены и меценаты – Виктор Пинчук, Герман Хан (зам. главы Совета), Михаил Фридман и Павел Фукс; бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер. Генеральный директор Центра – бывший вице-президент Европарламента Марек Сивец (Польша). Также напомню, что проект получил всемерную поддержку от высшей власти Украины в лице Президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана, а также от киевского мэра Виталия Кличко, лично заявившего об этом на пресс-конференции 19 марта. Синергия такой поддержки и авторитета, общественного веса, экономических возможностей такой команды – от легендарного диссидента до легендарного спортсмена – тоже один из факторов, внушающих оптимизм и веру в успешную реализацию проекта.
Впереди – много рабочих процессов в открытом формате. Пожелайте нам удачи, присоединяйтесь, помогайте. И следите за новостями.