Сергей Шефир – один из самых важных соратников президента Зеленского. Один из немногих «взрослых» в команде. Ближайший друг, слово которого для Зеленского всегда было и остаётся авторитетным.
Ранее Зеленский и братья Шефиры вместе создавали«Квартал». В 2019-м «на хозяйстве» остался Борис Шефир, а Сергей перешёл в ОП на должность первого помощника Президента.
Хотя Нахманович (как его за глаза многие называют – по отчеству) – из тех, кому формальные регалии не нужны, да и не очень-то важны. Редкий по нынешним временам случай, когда человек сам по себе «тяжеловес».
В команде Зеленского Шефир выступает одним из главных коммуникаторов. Прежде всего, с олигархами, конечно. Но не только. Неконфликтный по своей природе, Шефир – этакий «голубь мира», умеющий находить точки соприкосновения всех со всеми. «Моя основная задача – быть рядом и следить за тем, чтобы он, став политиком, остался человеком. Потому что очень часто, когда ты занимаешь какую-то большую должность, тебя начинают окружать люди, говорящие лишь хвалебные речи и ведущие тебя не в том направлении», – говорил Шефир в интервью LB.ua в июле 2019-го.
Как в воду смотрел. Сам он, надо признать, при необходимости всегда говорил «нет». И обосновывал почему.
Так было, например, с законопроектом об олигархах.
На весь Офис нашлись всего два человека,последовательно утверждавших: таким образом с олигархами не борются. С независимыми СМИ (под шумок) – да, но олигархи это, прежде всего, антимонопольное законодательство, а не то недоразумение, которое почему-то назвали «законопроектом об олигархах». Эти двое – Андрей Смирнов и Сергей Шефир.
Логично, скоро поползли слухе о готовящемся увольнении первого и о ссоре второго с Президентом.
Ссора место действительно имела, но когда люди крепко дружат много лет, так просто не расходятся. И многие вопросы из офиса «Квартала» на Лукьяновке решаются и быстрее, и проще, и лучше. Примеров в«узком кругу» вам назовут довольно много.
И тут кстати еще одна пророческая цитата Шефира из уже упоминавшегося интервью. «Бывают ли споры (с Зеленским)? Конечно. Мы ругаемся так, как могут ссориться только очень близкие друзья. Я могу сказать ему грубость, которую, наверное, постороннему человеку не скажу. Но после такого скандала каждый старается поскорее сделать первый шаг к примирению. Бывали случаи, что мы громко кричали друг на друга, но это никогда не меняло наших отношений. Даже в момент скандала мы друг друга по-мужски ценим и любим».
***
Сегодняшнее событие близ села Лесники – дикий флеш-бек в девяностые, когда по движущемуся автомобилю первого помощника Президента была выпущена автоматная очередь. Стреляли из «зелёнки» у дороги,камер на этом участке нет.
Охраной Шефир отродясь не пользовался, за рулем обычного, не бронированного автомобиля часто ездил сам, по улицам тоже свободно передвигался. Очевидно, заказчики покушения это знали.
Очередь прошила корпус машины в нескольких местах. По версии оперативников, первыми прибывших на место, стреляли «на удачу», а значит – скорее всего – не профессионалы. Пули попадали в салон (Шефир вовремя пригнулся), одна из них пробила крышу. Водитель (работает с Шефиром довольно давно) вовремя сориентировался – когда началась стрельба, прибавил газу, выехав из опасной зоны. У него самого – сильная кровопотеря и три пули в ноге, но именно его действия спасли ситуацию.
С парковки супермаркета «АТБ» неподалеку водителя забрали в больницу, Шефира – эвакуировали. В два часа дня он вышел на брифинг вместе с главой МВД Денисом Монастырским, где прозвучали основные версии случившегося.
Их три: госдеятельность, давление на высшее руководство страны, дестабилизация внутренней ситуации в интересах внешнего врага.
Рассмотрим подробнее.
Версия первая - государственная деятельность - не могла не прозвучать в силу формального положения Сергея Нахмановича, но по сути критики не выдерживает. Шефир, как было сказано, «голубь мира».
Вторая - давление на высшую власть. Публично озвученная в МВД самым Шефиром и живо подхваченная провластными спикерами. Мол, хотят запугать авторов решительных реформ. В основном, конечно, олигархи. И всякие мелкие жертвы СНБО.
Только при чем здесь Шефир, который, как мы помним, последовательный противник принятия законопроекта об олигархах в нынешнем его виде, да и к СНБО - сбоку припека, совершенно непонятно.
Третья - прозрачный намек на российские спецслужбы. На которых валить можно, извините за едкий каламбур, как на мертвых. То, что они в Украине хозяйничают, будто у себя дома, давно, к сожалению, понятно (вспомнить хотя бы недавнее убийство белорусского оппозиционера, который вышел на пробежку в столице), но здесь - явно не тот вариант.
Естественно, не могли не появиться другие версии, преимущественно конспирологические. В духе: Президент и члены команды сейчас с визитом в США, а на четверг в Раде раз запланировано второе чтение «антиолигархического» законопроекта. Вот, мол, и не помешает «напугать» монобольшинство. Для профилактики, так сказать, чтобы сговорчивее были. А следом еще за снятие Разумкова проголосовали, второе чтение законопроекта о столице и вообще все, что душе Банковой угодно. Показательно, что источник распространения подобных домыслов - сами «Слуги».
Но "є одне але".
Каждый, кто хоть немного знаком с Сергеем Шефиром лично, никогда не поверит в то, что он согласился бы принять участие в «постановке», финальная цель которой - закручивание гаек центральной властью.
Никогда.
Что ближайшего друга Зеленского использовали «в темную» - тоже.
Поэтому.
Безусловно, исчерпывающие ответы на вопросы о том, что случилось, должно дать следствие. Силовики разных уровней уже заявили: покушение на Шефира - «вызов системе». Дело чести, все такое. Но, учитывая реалии нашей замечательной страны, рискну предположить: время пройдет, волна спадет, исчерпывающих (опять акцентирую на этом сроке) ответов не дождется ни общество, ни сам Сергей Нахманович.
Вместе с тем, это событие точно разделит эпоху Президента Зеленского на «до» и «после». Пока рано говорить о контурах этого «после», но заявление Владимира Зеленского о том, что ответ на покушение будет сильным, может оказаться не просто эмоциональным высказыванием.
Запомните, как говорится, этот текст.