В целом, расследование одесской трагедии очень похоже на расследование «майдановских дел». У общества слишком много вопросов, у силовиков – слишком мало ответов. Что, логично, порождает подозрения в нежелании властей установить истину.
Желая установить ее наверняка, LB.ua начал собственное журналистское расследование одесской трагедии. Анализируя собранный материал - не столько из открытых (эта работа давно уже выполнена коллегам-журналистами из "Группы второго мая". Труд они проделали действительно колоссальный, - С.К.), сколько по материалам источников анонимных, контрагентов во власти и т.д., мы пришли к выводу, что объективный анализ требует препарировать случившееся на несколько частей.
Первое – ситуация на юго-востоке Украины в целом и в городе в частности, сложившаяся накануне трагедии. Разбор расстановки сил, активов и пассивов «главных героев».
Второе – противостояние в центре города, начало активных столкновений, первые смерти.
Третье - события на Куликовом поле, пожар в Доме профсоюзов, массовые смерти.
Четвертое – события четвертого-шестого мая. Несостоявшаяся «Одесская народная республика», бегство высокопоставленных адептов Антимайдана; роль в описываемых событиях сторонников Майдана.
В данном контексте вырисовывается ряд вопросов, которые до сих пор не имеют однозначных, акцентирую - однозначных, ответов. Снова-таки: прямая аналогия с расследованием "майдановских дел".
Итак:
- Чем объяснить бездействие одесских силовиков второго мая? Почему, зная о проведении в городе футбольного матча и о возможных волнениях, они заранее не обеспечили должные меры общественной безопасности? Почему письмо-предупреждение СБУ, поступившее из центра накануне (о возможных провокациях в это день), «расписали к выполнению» слишком поздно, уже когда в центре города вовсю шли столкновения?
- Что представлял собой одесский Антимайдан? Сколько там было «идейных», сколько – провокаторов, сколько – людей Маркова. И какое отношение сам Марков (уже находившийся в Крыму на то время) имел к происходящему? Какое отношение Геннадий Труханов имел к перемещению части Антимайдана с Куликового поля на 411-ую батарею, случившееся накануне?
- Почему основные силы одесской милиции (700 человек) были переброшены на стадион – к месту проведения матча – за пять часов до его начала, а не за два часа, как это обычно практикуется? Почему, когда в центре начались столкновения, силовики оперативно не сменили дислокацию? Почему те, кто работал на месте событий, не были должным образом экипированы - даже элементарных средств защиты у них не было. Почему в этот момент все силовое начальство – как города, так и области – собралось на супер-экстренно-важное, на самом деле – абсолютно протокольно-бесполезное совещание (в действительности, их было два), окончившееся только между тремя и четырьмя часами дня (когда центр города уже вовсю бурлил)?
- Какой была истинная роль полковника Фучеджи? Принято считать: он выступал если не главным зачинщиком беспорядков, то предводителем антимайдановецв - точно. Так ли это или данный стереотип - попытка отделаться простым ответом на сложный вопрос? Если Фучеджи действительно был корнем всех зол, почему уже четвертого мая его назначили и.о. главы местного УВД; и почему его сын Антон сегодня спокойно продолжает трудиться в Малиновской прокуратуре Одессы? Избирательная логика, не находите?
- В ходе недавнего визита в Одессу Президент Порошенко высказался в том духе, что в ходе противостояния 2-го мая милиция раздавала оружие обеим противоборствующим сторонам. Очевидно, имеется ввиду происходившие на Жуковского 36. Однако, по информации LB.ua, в материалах дела нет ни одного факта, который бы на это указывал. Во всяком случае, сегодня нет. Более того, следователи до сих пор не сумели идентифицировать все "стволы", "засвеченные" в ходе противостояния. В том числе те, из которых совершались смертоносные выстрелы. Подобная "нерасторопность" органов имеет вполне прозаические причины. Мы разобрались - какие;
- Почему в разгар конфликта на Куликовом поле часть людей устремилась в Дом профсоюзов, а часть бросилась врассыпную? Кто пытался направлять людей и почему было так важно, чтобы они оказались именно внутри ДП? Какой была ситуация в самом здании, откуда и когда там взяло оружие, взрыв пакеты и тд;
- Какова природа полуверсии-полусплетни о том, что в ДП обнаружились отравлявшие вещества, будто бы обусловившие часть смертей (кроме тематических заявлений Виталия Сакала)? Какая тут связь с конкретными зажигательными смесями, использовавшимися на месте?
- Почему МЧС под руководством Боделана-младшего (ныне - в бегах) вовремя не среагировало на сигнал о пожаре? Почему это однозначно было бездействием умышленным, а вовсе не халатностью или недосмотром;
- Почему сразу после случившегося в ДП не был полностью закрыт доступ посторонних? Почему в первые дни - самые важные с точки зрения сбора вещдоков - место происшествия не было должным образом исследовано? Почему центральные улицы Одессы, представлявшие собой один сплошной вещдок, тоже не были исследованы специалистами, зато - оперативно зачищены дворниками?
- Наконец: что произошло в городе четвертого и шестого мая? Почему эти событиями не менее важны, чем случившееся второго, и причем тут Новороссия?
Безусловно, таких "почему" перечислить можно еще множество, тут очерчены лишь основные. В ходе собственного журналистского расследования, LB.ua старался не просто пролить свет на неизвестные ранее подробности одесской трагедии, но подтвердить сделанные выводы документально. Так, чтобы уже не оставалось места для домыслов.
Результаты нашей работы будут в полном объеме - в формате нескольких тематических текстов - опубликованы на сайте уже в ближайшее время.