ГлавнаяБлогиБлог Олега Батурина

«Все мы ждём прорыва в украинском кино»

«Кинематограф всех постсоветских стран больше всего проигрывает отсутствием ритма».

Несмотря на отсутствие украинских фильмов в обоих основных конкурсах 19-го Таллиннского международного кинофестиваля «Тёмные ночи», работы отечественных кинематографистов были представлены в других его секциях. Большой интерес, в частности, вызвала презентация картины Юрия Речинского «До дідька» в международной программе Works in Progress.

О том, какое место занимает сейчас Украина на кинофестивальной карте мира, насколько наши кинематографисты используют все имеющие возможности для продвижения своих фильмов, мы решили расспросить Игоря Гуськова – члена отборочного комитета PÖFF, советника «Двухнедельника режиссеров» Каннского международного кинофестиваля по странам бывшего СССР (Балтия, СНГ, Грузия, Украина), член Совета экспертов премии Asia Pacific Screen Awards (Брисбен). Тем более, что Игорь Гуськов активно пропагандирует украинское кино в мире и многие годы внимательно следит за его развитием.

Фото: Предоставлено пресс-службой кинофестиваля PÖFF

Игорь, у тебя огромный опыт работы на различных международных кинофестивалях – и в качестве кинокритика, и члена жюри, и программного директора. Насколько украинские кинематографисты используют открытые перед ними возможности для продвижения своих фильмов на кинофестивали, в прокат в других странах, на твой взгляд?

Для меня здесь вопрос, прежде всего, в том, как режиссёры используют свои таланты. Есть пример Мирослава Слабошпицкого, который работает день и ночь, используя данный ему природой дар, развивает его и достигает новых результатов. Дело в том, что сегодня нет проблем у украинских кинематографистов: на тот же «Двухнедельник режиссёров» в Каннах поступали и короткометражные, и практически все полнометражные фильмы. По долгу службы мне приходилось все их смотреть. И у меня возникали вопросы относительно того, как режиссёры реализовывали свои задумки. Потому что одной из главных проблем не только украинских, но и многих постсоветских кинематографистов – и азиатских, и российских, и грузинских, и балтийских – является отсутствие ритма.

Кто-то может возразить: что это, мол, такое? На самом деле, «метрономов», которые позволяют понять, присутствует в фильме нужный ритм или нет, несколько. Самый простой – когда через 15-20 минут после начала картины зритель начинает зевать. Это значит, что какой-то метроном в нём сбит. Конечно, истории и стили могут быть разные. Но если брать пример с тем же «Племенем» Слабошпицкого, то в нём, несмотря на очень сложный киноязык и использование длинных планов, создаётся совершенно магический темпоритм. А есть фильмы, которые вроде бы совсем простые и доступные широкой публике, но при этом их всем невероятно скучно смотреть.

Сам ритм определяется монтажом, а это тоже одна из главных проблем кинематографа нашего постсоветского пространства. С качеством самой съёмки ситуация иная. В Украине есть несколько замечательных операторов фантастического мирового уровня. Российская операторская школа тоже славится на весь мир. В РФ есть несколько мастеров, которых с удовольствием приглашают за границу, где они прекрасно работают и порой получают призы ведущих мировых кинофестивалей.

С монтажом возникают проблемы, потому что некоторые люди недопонимают, что кино это не только слова и рассказываемая с помощью диалогов или монологов история. Иногда очень хочется, чтобы в некоторых фильмах герои помолчали. Отдельным картинам не хватает тишины, чтобы дать возможность зрителям насладиться картинкой, расстановкой героев, присутствием тел в пространстве. Ведь позиция тела в пространстве или молчание тоже может сказать о многом. А вместо этого мы наблюдаем неудержимый поток речи. Наверное потому, что авторы, которые часто выступают одновременно и режиссёрами, и сценаристами, хотят в своих фильмах сказать про всё и про всех героев сразу.

Подобные проблемы начинаются, как правило, со сценария. Потому что есть редкие режиссёры, которые ничего не отрезают на монтажном столе. У Слабошпицкого в «Племени» все планы были продуманы на уровне сценария. А если бы авторы редактировали и убирали лишний текст уже в сценариях, это бы позволило сократить немного бюджет, сэкономить съёмочные дни и меньше усилий потратить при монтаже. Когда же снимаешь что-то лишнее, потом часто именно это не хочется отрезать, считая каждый снятый кадр важным.

У режиссёра должно быть чувство структуры своего фильма. Он должен ввести зрителя в историю, быстро представить своих героев и дальше следовать законам драматургии. Разумеется, режиссёр может выбрать для себя форму деструктурированного рассказа. Но мы должны судить каждого художника по тем законам, которые он сам себе задаёт. Взять, к примеру, прославленного Апичатпонга Вирасетакула, который использует для нарратива своих фильмов особый стиль. И вот к нему у меня как раз очень много претензий. Мне кажется, что Вирасетакул проигрывает по линии нарратива, развёртывания своих историй. Он уходит во внешние, блистательные формы, которые для меня наполнены часто надуманным и очень приблизительным содержанием.

У меня есть претензии и ко многим режиссёрам, которые показывают более прямолинейные истории. Поэтому для меня главный вопрос заключается в том, как найти равновесие между формой и содержанием фильма, не забывая про ритм и монтаж. Вообще ни про что нельзя забывать на съёмочной площадке, работая над каждой составляющей своей картины. Бываешь, смотришь работу, в которой чувствуются большие усилия создателей, но видишь неопрятность в каком-то кадре и это всё убивает. Например, если на героях сидят никчемные парики, или если используемый реквизит не соответствует миру, который мы видим на экране. Что же касается монтажа, то с ним не сложилось ни в советское, ни в постсоветское время. Сильная школа монтажа была у нас лишь в 1920-1930-е годы. Но та эпоха давно прошла.

Фото: Предоставлено пресс-службой кинофестиваля PÖFF

Сегодня существует много возможностей для продвижения фильмов. Не последнюю из них предоставляет Works in Progress на PÖFF. Можешь ли назвать характерные ошибки, которые совершают режиссёры и продюсеры – не только украинские – во время таких профессиональных секций?

Секция Works in Progress возникла на крупных международных кинофестивалях не так давно. Её задача – помочь талантам из определённого региона продвинуться в мир. В этой секции демонстрируются от 7 до 10 минут будущего фильма. Причём не трейлер, а несколько снятых сцен, которые могут дать представление о почерке режиссёра. К отбору сцен нужно подходить грамотно и включить туда и какой-то диалог, и эпизод на улице, в помещении.

Создатели должны, по сути, представить «визитную карточку» своего будущего фильма. Вместо этого они нередко показывают лишь какой-то один фрагмент на 4 или 5 минут или выбирают сцены, не характерные для фильма. Для меня это показатель того, что авторы подошли спустя рукава, абсолютно не творчески к участию в Works in Progress. К примеру, я очень удивился выбору фрагментов из украинского фильма «До дідька», представленного в International Works in Progress. Тем более, что Речинский – замечательный режиссёр и мы все ждём выхода этого его первого полнометражного игрового фильма.

В Works in Progress берутся фильмы, которые практически завершены или близки к завершению. Эта секция даёт возможность создателям найти международного продавца – компанию, которая бы занималась продвижением картины. А также заинтересовать отборщиков международных кинофестивалей. К примеру, в Таллинне был представлен потрясающий проект из Египта (очевидно, речь идёт о фильме “Ali, the Goat and Ibrahim”, режиссёр Sherif Elbendary, - прим. автора), который наверняка будет иметь успех.

Эту секцию ещё можно назвать ярмаркой незаконченных фильмов. И подобные «ярмарки» становятся всё более популярными. Но Таллиннский кинофестиваль стал первопроходцем, впервые организовав международный Works in Progress. На других киносмотрах такая секция, как правило, исключительно региональная, что связано с финансами. Не каждый ведь кинофестиваль сможет пригласить режиссёра или продюсера, скажем, из Венесуэлы, чтобы представить проект своего незаконченного фильма. А проводить в тех же Карловых Варах региональный Works in Progress гораздо легче и дешевле. Но дирекция «Тёмных ночей» решила, что нам нужно продвигаться в разные регионы мира. Это очень амбициозная задача, требующая выстраивания отношений с продюсерами, другими кинофестивалями и игроками кинорынка. Ведь нужно убедить довольно большое число людей в том, что показ фильма в Таллинне, на PÖFF в любой из программ — то ли профессиональной, то ли конкурсной или внеконкурсной — будет перспективной для создателей.

Здесь есть ещё важный момент - со сложностями в кинофестивальном календаре. Мой хороший друг, директор фестиваля в Трайбеке сказал замечательную фразу о том, что безукоризненная позиция есть только у 2-3 киносмотров во всём мире. Безусловно, у Канн, потому что они Канны, а все остальные «вертятся» вокруг них. У каждого фестиваля есть проблемы с календарём. Нет ни одного дня, ни единого месяца, где в мире что-то бы не происходило. Да что далеко ходить: наши друзья из Одессы и Еревана никак не могут разойтись по датам проведения своих фестивалей. Никто из них друг другу на уступки не идёт. И выходит, что два важнейших в регионе кинофестиваля проходят в одно и то же время. Потому что в Ереване очень важная кавказская панорама и индустриальная составляющая, а в Одессе тоже немаловажная профессиональная часть и украинская программа.

Таллиннские «Тёмные ночи» закрывают фестивальный год, после которого наступает время Берлинале. Приходится убеждать режиссёров, продюсеров отдать свой фильм в конкурс PÖFF. Но многие действительно хотят попасть в основную программу фестиваля класса А, которых в мире всего 15, включая Таллиннский. Почему-то ведь не все спешат ехать в Гоа или Шанхай, где тоже проходят кинофестивали категории А. Потому что Шанхай и Гоа не дают создателям фильмов ничего, кроме захватывающего путешествия в экзотическую страну. Они же хотят, чтобы у фильма была возможность потом участвовать и на других киносмотрах, попадать на локальные рынки и территории. С этой точки зрения очень грамотно организованы все немецкие фестивали. Практически на каждом из них есть призы, предусматривающие возможность для фильма-победителя выйти в местный прокат или быть купленным региональным телеканалом. Учитывая, что в ФРГ 16 земель, каждая из которых имеет своё телевидение, речь идёт об очень хороших деньгах. Как говорится, нам бы так жить и нам бы так зарабатывать. «Тёмные ночи» же работают над тем, чтобы привлекать в свою профессиональную секцию как можно больше ведущих игроков кинорынка. Даже по сравнению с прошлым годом мы смогли сделать очень большой шаг вперёд, поскольку на PÖFF-2015 удалось собрать более 900 представителей кинобизнеса. Они приехали и искали для своих каталогов фильмы из таллиннской программы, что даёт надежду на дальнейшее продвижение работ наших участников по всему миру. Кроме того, около 50 компаний-продавцов посетили «Тёмные ночи». К примеру, на Московский МКФ, который тоже имеет категорию А, их приезжает в лучшем случае 1-2.

Шанхай для представителей кинобизнеса малоинтересен, потому что выход иностранных фильмов в прокат в Китае практически невозможен. Там существует квота примерно в 35 картин в год, 20 из которых получают американские фильмы. Причём, как правило, фильмы, снятые в 3D, которые китайцы обожают. С другой стороны, подача в конкурс их кинофестиваля фильма «Незламна» было важным шагом. Потому что картину такого формата высшее цензурное управление Китая вполне может разрешить выпустить в китайский прокат. Но это не значит, что он будет куплен. Ведь «окошко» возможностей в Китае настолько маленькое, да и желающих в него войти очень много. Идёт безумная борьба, чтобы попасть в имеющуюся квоту.

Какова ситуация в кинематографе постсоветских стран? Наблюдается ли где-то качественный и количественный прорыв? И какое место в этом кинопространстве занимает Украина?

Украинское кино мне очень интересно. Потому что мы все ждём от него прорыва по качеству. С количеством же у вас и без того наблюдается безумный всплеск. Вспомни 1999, 2000 или 2005-й, когда в год выходило от 1 до 3-4 фильмов и обсуждать было совершенно нечего. Сейчас же в Украине появились лидеры художественного кинопроцесса. Есть Мирослав Слабошпицкий, есть несколько других талантливых режиссёров. Мы ждём, какая будет судьба у картины Юрия Речинского, которую мы с огромным трепетом представляли в Таллинне. На наш взгляд, это несомненно талантливый автор, и его фильм может ярко прозвучать в следующем году. Думаю, это будет шоковое кино уровня никак не меньшего, чем у того же Слабошпицкого.

Что же касается нашей международной секции Works in Progress или питчинга проектов, то везде победили литовцы. У них готовится большой прорыв в кино в следующем году! Более 10 полнометражных фильмов должно выйти и в Эстонии. То есть, балтийские страны накопили энергию и 2016-й для них должен быть очень важным.

К середине — концу следующего года интересные фильмы должны выйти в Грузии. Свои новые работы представят Гиорги Овашвили, Нана Эквтимишвили. Запустится с новым фильмом Леван Когуашвили. Может быть тронется лёд в сложной ситуации с игровым кино в Армении.

Особая ситуация в Казахстане, где нарастает цензурный вал, который копирует то, что происходит сейчас в России. Сложно ожидать чего-то интересного и в РФ. Там есть огромное число сильных режиссёров, но государственные институты сделали всё, чтобы такие картины как «Дурак» Юрия Быкова больше никогда не появлялись с лейблом Министерства культуры или Фонда кино. Задача, поставленная руководящими инстанциями, выполнена на все сто. И если какой-то прорыв там всё-таки случится, то лишь за счёт частных рискованных инвестиций. Рискованных потому, что снятые таким образом фильмы не имеют никаких шансов быть показанными в доступном для российского зрителя прокате. Ни один кинотеатр не возьмётся за это. Всем уже показали, чем это грозит, указали, что надо, ударили по башке.

А что происходит в Кыргызстане, Узбекистане и других республиках центральной Азии?

Из всех этих стран самая трагическая ситуация в Туркменистане. Там киностудия была закрыта много лет, режиссёры не имели права прикасаться к камерам и что-то снимать. Год-полтора назад этот период закончился, киностудия восстановлена, и на ней разрешено снимать только видовые фильмы — про ремёсла и традиции великого туркменского народа. Мы ждём — разрешит ли государство снимать на «Туркменфильме» игровое кино? Но пока этого не произошло.

Совсем другая ситуация в Узбекистане. Это одна из немногих стран, где существует Министерство кино. Есть свой министр кино, потому что государство чётко отдаёт отчёт, насколько важным является кинематограф. Как в советские времена. Сейчас там принято решение увеличивать число узбекских фильмов в местном прокате. Если же говорить о цифрах, то точных данных оттуда нет. Но ежегодно из стен «Узбекфильма» выходит от 40 до 80 фильмов. Студия крепко стоит на ногах, государство выделяет деньги и хочет кинопроизводство держать под своим контролем. По этой причине частное кинопродюсирование в Узбекистане невозможно.

В Таджикистане практически нет никакой поддержки кино от государства. Но при этом нет и никакого запрета вложения частных инвестиций в кинопроизводство.

А в Кыргызстане ситуация настолько фантастическая, что в неё даже трудно поверить. Я был в августе в Бишкеке и видел 10-метровые киноафиши местных боевиков и мелодрам. Я удивился, но мне возразили: «Да ты что! У нас просто расцвет кино!» Оказалось, что в 5-миллионном Кыргызстане в год снимается 90-100 фильмов. Из них лишь 2-3 поддерживается государством. Остальное снимается на частные деньги. Продюсеры хотят снимать фильмы, интересные зрителям! В стране появился институт звёзд, есть узнаваемые актрисы, актёры, переходящие из боевика в боевик.

При этом система кинопроизводства в Кыргызстане самоокупаемая. Местные продюсеры реально возвращают вложенные в кино деньги! В стране есть несколько отделений киношкол и люди просто толпами стремятся получить кинообразование. Потому что там это самая востребованная профессия, в которой без работы никто не сидит! Это звучит невероятно!

В чём же секрет успеха? Прежде всего, бюджет каждой картины в стране должен составлять от 20 до 40 тысяч долларов за всё: гонорары артистов, съёмку, монтаж. Снимаются картины в любимых народом жанрах: комедия, триллер, какие-то молодёжные любовные истории. Кинозалов в Кыргызстане не так много, но кыргызы обожают своё кино. И если какой-то фильм приносит прибыль, а такое случается там очень часто, это означает, что каждый зритель сходил на него минимум 2-3 раза.

Нереальный успех в Кыргызстане имел фильм «Курманжан Датка». Он не сходил с экранов в Бишкеке 9 месяцев. Причём, в столице работает всего 4 многозальных кинотеатра, один из которых никогда не показывал кыргызское кино. Но успех у «Курманжан Датка» был такой оглушительный, что они подумали и сняли с показа все американские блокбастеры, переругавшись с дистрибьюторами, поставили этот фильм и деньги гребли лопатой. При этом картина посвящена кыргызской истории XIX века и взаимоотношениям с Россией со сказочными мотивами и реальными историческими фактами.

Возвращаясь к проблемам украинского кино, нельзя не упомянуть стремление отдельных режиссёров непременно кого-то скопировать. К примеру, снять «как в Голливуде». Могут ли иметь успех такие картины за рубежом?

Можно копировать умно либо плохо. Недостаточно копировать приёмы и «летающую камеру». Нужно разбираться в функционировании жанров. Потому что в Голливуде камеры летают в каких-то чётко отстроенных жанровых конструкциях. И они там никогда не летают просто так.

Конечно, люди хотят самовыражаться, ездить на большие фестивали. Для этого они часто копируют внешние признаки большого кино: особую цветокоррекцию, сногшибательные декорации, пронзительность взгляда актёров. Но это не имеет никакого смысла, потому что в жанрах Америка всегда лучше. Но Америку всегда поддевают хитростью. Режиссёр должен найти свой ответ, свой приём, и тогда он будет интересен другим. И такие ответы у вас находит Слабошпицкий. Нашёл Речинский. В России — Юрий Быков, который за три копейки снял необыкновенный фильм «Жить». Юра говорит, что снял драму, а для меня это триллер. Трудно представить такой фильм про Америку. А его же «Дурак» - это совершенно абдрашитовское по духу кино, но снятое просто в невероятном темпоритме.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram