В тот день до последнего никто не верил, что такое голосование возможно. Многие называли это “чудом” и “еще одним шансом” для Украины. Но, как известно, в политике чудес не бывает. Результатам голосования предшествовала долгая и кропотливая работа вместе с договоренностями на высшем уровне руководства страны. Здесь стоит отметить, во-первых, давление украинской диаспоры и активистов, которые в буквальном смысле не слазили с телефонов, днями дозваниваясь своим Конгрессменам и требуя проголосовать документ. Во-вторых, прямое лоббирование интересов Украины через лоббистские компании, которые нанимали также состоятельные представители диаспоры. В-третьих, роль радикального крыла Республиканцев, которые постоянно “дожимают” Белый Дом по военным вопросам. Начиная от операций ВВС США против ISIS на Севере Ирака и в Сирии, заканчивая общим увеличением расходов на военные нужды страны. В этом случае, Украина как раз попала в сферу интересов Республиканцев, в том числе, Сенатора МакКейна и иже с ним. Стоит отметить, что первым инициировал проект “Акт поддержки свободы в Украине” председатель комитета по международным вопросам Сенатор Роберт Менендес (партия Демократов). Проект в Сенате был представлен еще 16 сентября, аккурат после визита Сенатора в Украину и за два дня до выступления Петра Порошенка в Конгрессе США.
Как поговаривали в кулуарах Конгресса, к середине сентября уже стало вполне очевидным, что “Минские соглашения” о перемирии выполняться не будут. Даже в случае, когда стороной переговоров открыто признают представителей ДНР/ЛНР.
По-сути, это была последняя попытка Запада угомонить Путина/сепаратистов и постараться усадить всех за стол переговоров. Но попытка провалилась. Заметьте, что с тех пор уже практически никто на Западе не говорит о переговорах и возможном политическом решении конфликта. С тех пор, Кремль просто поставили в игнор, параллельно налаживая более тесное военное и финансовое сотрудничество с Украиной.
Несмотря на представление проекта S 2828 Робертом Менендесом, в Белом Доме не торопились вооружать Украину. Также об этом четко дал понять Барак Обама при личной встрече с украинским президентом во время его визита в D.C.
И вот, 2 декабря за девять дней до окончания работы нынешнего Конгресса, ответный законопроект (билль) изначально под номером H.R. 5782 представила Марси Каптур (партия Демократов). Очень уважаемый политик, которая не проиграла ни одной гонки в Палату Представителей от родного Штата Огайо с 1983 года. Что является рекордом среди женщин-политиков США.
Каптур известна своей выраженной проукраинской позицией и сама имеет украинские корни (ее бабушка была родом из Хмельницкой области, семья эмигрировала в США еще до революции 1917 года). В Нижней палате Конгресса за проект Каптур и еще 10 соавторов проголосовали уже 11 декабря в 22:20 по местному времени.
Главный нюанс заключается в том, что по ходу согласований в Конгрессе, частично был изменен и текст самого документа. В итоге, проголосовали за уже известный H.R. 5859 вместо 5782. Теперь ответное слово должны предоставить в Сенате.
Основное отличие от нового законопроекта состоит в том, что для Украины убрали “статус союзника” США. Это означает, что военная поддержка для Украины возможна, но не обязательна, в отличии, например, от Израиля.
Также были смягчены условия применения санкций против отдельных российских компаний: Рособоронпром, Газпром. По сути, в Белом Доме взяли компании “на мушку”. Более жесткие меры наступят лишь в случае, если начнутся перебои с поставками российского газа в Европу.
Вместе с тем, в документе сохранили пункты по оказанию (не)летальной помощи на сумму $ 510 млн., которые выделят в течении трех лет. $ 160 млн. из указанной суммы составит военная помощь для Украины.
Лично меня смущает тот момент, что на следующий день во время пресс-конференции спикер Госдепа Дженнифер Псаки на вопрос есть ли планы поставлять в Украину противотанковые комплексы, ответила следующее «пока ничего не изменилось в вопросах предоставлении помощи США для Украины, мы продолжаем выполнять прежние контракты по оборудованию, которое мы ранее направляли». Как известно, летальной поддержки от США Украина пока не получала.
Впрочем, мнение Госдепа не всегда совпадает с позицией Белого Дома. Точнее, у президента принимают решения, которые Госдепу так или иначе придется выполнять.
Подпишут ли окончательный вариант документа в Белом Доме? Скорее всего, что да. Во-первых, результат голосования большинства говорит о том, что на законопроект было благословение из Белого Дома. Во-вторых, даже если Обама и не подпишет, уже в январе к проекту могут вернуться Республиканцы и тогда документ будет куда более жестким. В-третьих, компромиссный документ вполне устраивает “осторожное” крыло Демократов.
Также из положительного для Украины я бы выделил следующие. Во-первых, непростой законопроект таки удалось продавить в последние дни, часы и помощь поступит. Во-вторых, такой закон является прямым мессиджем другим странам на “добро” в военном сотрудничестве с Украиной. В-третьих, в январе обе палаты Конгресса будут контролировать Республиканцы. В свою очередь, МакКейн возглавит Комитет по вооружениям в Сенате (Armed Services Commetee). А это уже прямое влияние как на оборонный бюджет, так и действия самого Пентагона. Мнение Сенатора МакКейна по поводу ситуации в Украине читатель легко может отыскать в Интернете.