Кому нужен закон о запрете дискриминации?

В свете неутихающей темы о возможном подписании в этом году договора об Ассоциации ЕС с Украиной, а также выполнении Украиной обязательств в свете либерализации визового режима, продолжаются и разговоры о необходимости принятия поправок в закон о запрете дискриминации.

Фото: Макс Левин

Вот недавно и Министерство иностранных дел вставило свои «пять копеек» и сообщило, что почти все условия первой фазы выполнены и остается лишь принять только законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Украины по поводу предотвращения и противодействия дискриминации в Украине". Этот законопроект № 2342 уже несколько раз выносили на повестку дня в сессионный зал и откладывали.

Является ли только сам законопроект и его содержание препятствием на пути евроинтеграции или проблема несколько глубже?

Первое, что бросается в глаза в прессе и социальных медиа, это присутствие двух лагерей - некоторые общественные организации и одинокие депутаты выступают «за» принятие этого законопроекта, в то время как верующие, сочувствующие им и далеко не редкие политики - высказываются против.

Чего я не нашла в эфире, так это последовательной информационной и образовательной работы со стороны государства, которое бы объяснило, что именно принесет Украине и либерализация визового режима и возможная Ассоциация. Более того, никто не пытается объяснять, зачем эффективное антидискриминационное законодательство нужно не только государству Украина, но и каждому, кто тут живет.

Особенно громко голоса «против» звучат тогда, когда дело касается именно выполнения формальных обязательств Украины в рамках уже упомянутых договоров. И если вокруг нового Уголовного процессуального кодекса споры происходили в основном в профессиональной среде - высказывались адвокаты, судьи, эксперты, то вопросы недискриминации, антидискриминационного закона, ювенальной юстиции, гендерных проблем почему-то привлекают большей частью обывателей.

Комментарии странные, местами откровенно истеричные - «все это разрушит наши традиционные ценности». Хорошо звучат такие комментарии в полном вакууме адекватной информационной работы со стороны государства. Оно не хочет (или не способно) объяснить, чего же хочет от нас «страшная Европа» и зачем нам эти законопроекты.

Вот и остаются на слуху страхи о том, что «ювенальная юстиция отберет наших детей», а закон о запрете дискриминации «станет первым шагом к легализации однополых браков».

Но оставив в стороне и евроинтеграцию, и ювенальную юстицию с гендером, и даже гей-прайд, так всколыхнувший общественность на прошлой неделе, в сухом остатке мы имеем все тот же вопрос: а «зачем Украине все те законопроекты, на которых настаивает Европа?».

До тех пор, пока народные депутаты и профильные министерства, в планах которых стоит выполнение обязательств перед ЕС и уже принятых законов, не начнут диалог со своими избирателями и налогоплательщиками, на понятном каждому из нас языке - все эти необходимые ценности прав человека так и останутся для обывателя «требованиями Европы».

От последовательного и грамотного объяснения, зачем нам, а не Европе, закон о запрете дискриминации, чем именно будет заниматься ювенальная юстиция, и почему гендер - это не страшно, будет куда больше пользы, чем от сбора подписей среди депутатов в поддержку запрета Марша Равенства или попыток принять законопроект вопреки общественному мнению, для того чтобы выполнить требования Европы.

Конечно, эту пустующую усилиями государства нишу могут занять и займут в итоге общественные организации. Но будет ли достаточно усилий гражданского общества в такой информационной работе? Или все закончится опять же криками противников: «они отрабатывают гранты»? Где в этом вопросе лежит ответственность государства, а где гражданского общества?

В виду того, что уже существующий закон о запрете дискриминации возлагает часть обязательств по противодействию дискриминации в том числе и на Уполномоченного ВР по правам человека, может, эта институция станет пионером и начнет спокойную дискуссию со всеми сторонами?

Настоящий документ входит в пакет евроинтеграционных законопроектов. В нем не прописана ни одна норма, ни одна ссылка, которые бы указывали на то, что мы будем популяризовать сексуальные меньшинства, что мы предоставляем им какой-то статус, который будет им разрешать узаконивать браки или что-то подобное

— Валерий Пацкан, народный депутат от "УДАРа"

Закон о запрете дискриминации, в моем понимании, нужен вовсе не Европе, а каждому из нас. Вне зависимости от того, понимаем ли мы, что такое дискриминация. И верующим (христианам и не только), и женщинам, и мужчинам разных возрастов и различного этнического происхождения вне зависимости от их сексуальной ориентации, защита от дискриминации нужна в равной мере.

И именно отсутствие этого понимания нужности, не только среди населения, но и среди депутатов в сессионном зале, и мешает принять этот законопроект. Так же, как и отсутствие такого понимания помешало его разработчикам учесть все моменты и сделать его полным и адекватным. Но даже той малости, что в нем содержится, хватило противникам, чтобы не дать его проголосовать.

До тех пор, пока психология власти не поменяется в сторону написания законов «для себя», никакая Европа не поможет нам сделать украинское законодательство таким, которое будет защищать каждого. Европе не нужна наша насильственная или формальная евроинтеграция, как и чиновникам Европарламента все равно, что в конечном итоге будет написано в наших законах. Жаль, что также все равно и украинским депутатам. Так почему же все равно тем, кто будет этими законами пользоваться?

Ирина Федорович Ирина Федорович , Координатор Коалиции по противодействию дискриминации, со-координатор Проекта "Без границ"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram