История учит нас: становление любого государства – это сложный цивилизационный процесс. Путь достижений и ошибок, времена войн, разрушений, поражений, величественных побед и непрерывного созидания.
Очевидно, это великое умение народа – сквозь века провести, защитить, сохранить и развить собственную нацию, собственное национальное государство. Уверен, это своеобразный духовный код, который передается с материнским молоком из поколения в поколение, который незримым древом, прорастая сквозь годы, объединяет тех, кто любил свою Родину в далеком историческом прошлом и отдал за нее жизнь. Так же объединяет тех, кто живет сегодня и гордится историей своих предков, бережно хранит их мораль, их духовные ценности. И тех, кто родится в будущем, но сохранит верность национальным идеалам.
Исторический процесс становления и развития государства – это чрезвычайно сложная взаимосвязь эпох, событий и поколений. Это глубинное органическое единство внутреннего содержания исторических процессов формирования государства и внешнего проявления основных его черт и характеристик. Это диалектическое единство внутренней энергии развития государственного зерна с условиями внешней среды, в которую оно попадает. Ведь даже самые сильные зерна, оказавшись в неблагоприятной среде, могут погибнуть. Или же слабые, попав на благодатную почву, способны дать прекрасный урожай.
Так и украинские национальные зерна, попав на роскошные природные черноземы, прорастали по-разному на разных этапах национальной вегетации, под влиянием не только исторических, но и цивилизационных факторов.
Цивилизации и тектонические исторические разломы
Тысячелетиями на Земле происходят геологические, тектонические процессы. Они изменяют и трансформируют не только континенты, океаны, горы или острова, они – медленно, но системно и последовательно, – меняют облик нашей планеты, активно влияя на все процессы, которые происходят на Земле.
Подобные тектонические процессы происходят и на уровне человечества с момента его появления. Сформированные на разных исторических этапах, мощные цивилизации и великие державы под влиянием внутренних и внешних факторов так же развивались, менялись или прекращали свое существование.
Уверен, одним из важнейших факторов исторического становления и развития любого государства является цивилизационный фундамент, или цивилизационная среда, которые стимулируют и подпитывают возникновение и развитие государственных образований. Такой алгоритм описал Сэмюэль Хантингтон в «Столкновении цивилизаций».
Именно цивилизационный базис на протяжении веков, а иногда – тысячелетий, формировал духовные, нравственные устои, традиции и принципы тех стран и народов, которые рождались, развивались, существовали в прошлом и существуют сегодня.
Так, на протяжении более двух тысячелетий конфуцианство и даосизм были учениями, которые сформировали цивилизационные основы современного Китая, других стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Индуизм – одно из древнейших учений в мире – сцементировал цивилизационный фундамент современной Индии с ее более чем миллиардным населением. Буддизм, родившийся в Индии, распространился по всему Востоку – с Тибетом, Индокитаем, Кореей и Японией включительно. А цивилизационным и духовным фундаментом Ближнего и Среднего Востока стал ислам – самое молодое из мировых религиозных учений. И, конечно же, христианство – во всех его проявлениях, которое в течение двух тысячелетий служит цивилизационной основой современного западного мира и нашей жизни.
Каждая цивилизация, имея внутреннюю энергию роста и развития, пытается распространить свое влияние на максимальной территории, поглощая и увлекая другие государства, сталкиваясь с другими цивилизационными ареалами в процессе их захвата или самозащиты.
Именно здесь, на стыке цивилизаций, в борьбе и столкновениях, происходили глубокие и, как правило, трагические разломы, разрушавшие страны, которые на тот момент находились на передовой фронта столкновений цивилизаций.
И, в первую очередь, это касается Украины.
Украина на разломе
История человечества – это не просто история войн, столкновений и противостояний. Это, как правило, процесс цивилизационных конфликтов, которые приобретают те или иные формы, продолжаясь достаточно долго, на разных исторических этапах вспыхивая, или затихая, наступая или отступая. Цивилизации всегда находились в состоянии активного или пассивного противостояния.
Такое большое государство, как Украина, с таким многочисленным населением и такой большой территорией, где одновременно на протяжении многих столетий происходило несколько цивилизационных столкновений, трудно отыскать в мире. Именно эта земля и народ, живший на ней, извечно, словно в историческом «бермудском треугольнике», были то зажаты, то растянуты, то втоптаны между тремя мощными государственными образованиями – Российской империей, Османской империей и Великой Польшей. Историческое столкновение этих титанов, которое происходит в разных формах и проявлениях и поныне, именно на территории и за территорию Украины, за народ, проживающий на этой благословенной земле, не только приводило целые поколения украинцев в рабство посредством турецко-татарского плена, российского крепостничества, польского холопства. Это столкновение превращало эту землю и этот народ в дикое поле – как в прямом, так и в переносном смысле. Войны и уничтожения, унижения и разрушения привели к духовной, моральной трансформации народа.
Разлом «горизонтальный»
По горизонтали, на протяжении многих столетий происходил и происходит один из самых глубоких цивилизационных разломов – столкновение между христианством и исламом. Достаточно вспомнить, как с нашей земли гнали людей целыми селами, селениями и городами в рабство. Тех, кто защищал свою свободу, свою землю, свою веру, убивали. Поколения украинцев были уничтожены или вывезены. Те, кто оставался, вынуждены были либо покинуть родную землю, либо смириться с неволей и жить под тяжелым, унизительным игом татарского рабства.
Вот как описывал один из таких сложных и трагических исторических периодов выдающийся ученый Карамзин в «Истории Государства Российского»:
«… Послы Ордынские и Баскаки … делали, что хотели; даже купцы, даже нищие монголы относились к нам как к слугам. Что должно было стать последствием? Моральное унижение людей. Забыв гордость народную, мы освоили низкие уловки рабства, которые заменяют силу у слабых; обманывая Татар, больше обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстнее и черствее к обидам, к стыду, подверженные наглости иноплеменных тиранов. Сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в дороге, ни дома; разбой превратился в общую язву собственности».
Цивилизационные столкновения и войны не только уничтожают страны и народы, не только разрушают общества, но и разрывают и уничтожают духовность целого этноса. Они пронизывают глубоким ментальным разломом людей, семьи и целые поколения, уродуя и унижая их традиции и моральные устои.
Однако цивилизационное противостояние и глобальный конфликт между христианством и мусульманством для нашего народа и для нашей земли были борьбой, а при необходимости – и мученической смертью за свою веру и свои христианские ценности – моральные, цивилизационные.
В историческом контексте Украина не является единственной страной, пострадавшей от горизонтального цивилизационного разлома, противостояния между христианством и исламом. История помнит геноцид армянского народа, многочисленные потрясения на Балканах и другие – как в Европе, так и в Азии. Даже новейшая история в последние десятилетия продемонстрировала немало примеров обострения этой цивилизационной борьбы, которая приобрела новые формы и проявления. Достаточно вспомнить войну в бывшей Югославии, которая путем сотен тысяч жертв привела к появлению нескольких новых государств. Еще свежи в памяти ужасы чеченской войны в России. Мы уже привыкли к разорванному на мусульманскую и христианскую части Кипра.
Слава Богу, сейчас Украина не страдает от такого противостояния – пока. Хотя процессы, происходящие сегодня в Крыму, требуют стратегического осмысления. И, подчеркну, особого моделирования возможных сценариев развития цивилизационных столкновений, затрагивающих Украину, в контексте активизации процессов, происходящих в мусульманском мире (прежде всего, исламского фундаментализма).
Разлом «вертикальный»
Другой разлом (не менее глубокий, чем первый, но еще более духовно и морально тяжелый) – это многолетний цивилизационный конфликт, который разрывал нашу землю и душу нашего народа, но уже по вертикали – между православием (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством). Одно из проявлений этого противостояния – смертельная борьба между украинцами, поляками и русскими. Противостояние между этнически близкими славянскими народами накопило столько взаимной ненависти и вражды, что глубочайшей линией разлома духовности и морали дошло до начала XXI века.
Это противостояние своими корнями уходит в глубину веков – к истокам Ливонской войны за балтийские земли. Трагическое обострение приходится на XVII век, когда Речь Посполитая трижды нападала на Россию, претендуя на московский престол. Ожесточенное противоборство было очевидным и во времена гетманства Богдана Хмельницкого, после подписания Переяславского соглашения. И, конечно же, в XVIII веке, когда раздираемая внутренними противоречиями Польша была разорвана Россией, Пруссией и Австрией.
Именно эта длительная борьба внутри христианства, между странами и народами, которые выросли и стояли на одном христианском цивилизационном фундаменте, в наибольшей степени обусловила формирование и развитие тех негативных качеств украинского менталитета, о которых сегодня так много говорят. Великий украинский историк Михаил Грушевский справедливо заметил в своем труде «История Украины-Руси»: «Борьба за существование, вопрос жизни и смерти стояли слишком над душой, чтобы можно было со спокойной головой отдаваться вопросам конструкционным …»
Крест
Вынужден утверждать, именно этот тяжелый крест на протяжении нескольких столетий не только разрывал нашу землю, но и калечил душу нашего народа. Пересечение этого глубокого цивилизационного креста проходило сквозь сердце нашей земли, оставляя внутри огромное дикое поле, на котором прорастало и затаптывалось, рождалось и уничтожалось, поднималось и сжигалось, гордилось и унижалось, объединяло и изменяло – все то, что спустя годы дало нам возможность стать такими, какими мы есть!
И именно это Дикое поле, как территорию в прямом смысле, и как украинскую душу, изображал Генрих Сенкевич: «Таким оно, это Поле, было. Последние признаки оседлой жизни на юг по Днепру обрывались вскоре за Чигирином, а по Днестру – сразу за Уманью; далее же – до самых до лиманов и до моря – только степь, будто двумя речками обрамленная. Но в самом Поле никто не жил, разве что по берегам, словно острова среди моря, кое-где встречались … Сколько в тех краях битв отгремело, сколько народу полегло – ни счесть, ни вспомнить … На людей в травах охотились, как на волков или на сайгаков. Охотился, кто хотел. Вор в дикой степи прятался от закона, вооруженный пастух стерег стада, рыцарь искал приключений, лихой человек – добычу. Казак – татарина, татарин – казака. Степь, хотя и опустевшая, вместе с тем пустой не была; тихая, но зловещая, беззаботная, но полная опасностей; дикая Диким Полем, но и еще дикими душами ».
Именно в таких условиях, в цветущем буйными травами и цветами – на украинских черноземах – Диком Поле, распятые на цивилизационном кресте, в центре «бермудского треугольника» цивилизаций, на протяжении многих веков жили наши трудолюбивые и певучие предки. Под тяжестью цивилизационного креста живем сегодня и мы. Ежедневно испытывая мощное влияние каждой из вершин этого цивилизационного треугольника, который сжал в исторических тисках наше украинское дикое поле. Как правило, не осознавая, что речь идет не просто о политическом влиянии России, Европы или Турции. Речь об исторических цивилизационных процессах, которые не прекращают кардинально трансформировать мир, ускоряясь в процессе глобализации. Они втягивают Украину в сферу своего цивилизационного поля, продолжая ее разрывать – в прямом и переносном смысле. Это происходит сегодня, это будет происходить завтра и послезавтра.
И если мы хотим понять, как и куда нам двигаться, мы должны осознавать, какие глобальные «магниты» будут на нас влиять. И к каким цивилизационным вызовам нам надо быть готовыми.
Но это уже тема следующего блога.