Когда в конце февраля стало известно, что жюри киносмотра возглавит именно Стивен Спилберг, в киносообществе отреагировали неоднозначно: многие посчитали такой выбор “прогибом” перед Голливудом и ничего хорошего от работы этого жюри не ждали. А после того, как в конкурсной программе объявился безоговорочный фаворит - начали опасаться что консервативный режиссер, отец семерых детей и, по слухам, неоднозначно относящийся к теме однополой любви, не согласится отдать главную “ветку” “Жизни Адель”.
До последнего - и даже на красной дорожке церемонии закрытия - ходили слухи, что “Золотая пальмовая ветвь” достанется иранцу Асхару Фархади, решившему зайти в одну и ту же реку дважды, сняв драму о разводе на французском материале. Фильм “Прошлое”, впрочем, без наград не остался: исполнительница главной роли, Беренис Бежо получила “Серебряную пальмовую ветвь” за актерскую игру. Фархади, естественно, остался недоволен: избалованный берлинскими “Золотыми медведями” и “Оскарами”, он явно рассчитывал на большее.
У жюри был выбор: отдать Кешишу “Золотую пальмовую ветвь”, или отметить только актрис, сыгравших влюбленную пару, проходящую через все болезненные стадии отношений. Спилберг и Ко нашли элегантный и, что главное, беспрецедентный выход из ситуации: разделили главную “пальму” на троих. Теперь у Леа Сейду и Адели Экзаркопулос есть специальные грамоты, в которых говорится, что они являются обладательницами главного приза Каннского кинофестиваля совместно с режиссером фильма Абделатифом Кешишем. Это первый раз, когда “Золотую пальмовую ветвь” получили актрисы, и второй - когда обладательницами главного приза Канн стали женщины (первой была режиссер Джейн Кэмпион с фильмом “Пианино”).
Удивительно, что все как-то разом влюбились в эту трехчасовую, местами довольно изнурительную драму об отношениях, объявив ее шедевром. Впечатлительные российские критики пошли гораздо дальше, сделав “Жизнь Адель” едва ли не точкой отсчета для нового поворота в истории кино - с переосмыслением чувственности, исследованиями человеческой телесности и прочими, непривычными для современного кино, вещами. Так это, или нет, можно будет проверить через несколько лет, на очередном Каннском кинофестивале. А пока что - даже если революция, которую якобы предварила “Жизнь Адель”, является декларативной, решение Каннского жюри кажется единственно верным - ведь именно на Круазетт начинались все хоть сколько-нибудь значимые кинореволюции.
Что до остальных победителей 66-х Канн, то тут уже критики и киноманы не всегда сходились в своих ожиданиях.
Гран-при: “Внутри Льюина Дэвиса” братьев Коэн. Фильм Коэнов стал одним из фаворитов критики сразу же после премьеры. Несмотря на то, что это - не самый лучший фильм братьев, радует, что Каннское жюри не оставило его без внимания. Теперь у Джоэла и Итана есть три главнейших приза этого кинофестиваля: “Золотая пальмовая ветвь” за “Бартона Финка”, “ветка” за режиссуру “Человека, которого не было” и нынешний гран-при.
Лучший режиссер: Амат Эскаланте за фильм “Хели”. С режиссерской категорией в Каннах зато уже второй год подряд творится что-то непонятное: в прошлом году наградили мексиканца Карлоса Рейгадаса, освистанного и забуканного критиками, в этом - его соотечественника Эскаланте за фильм, показанный в первый же день фестиваля и забытый на следующий. На эту награду вполне мог бы претендовать Паоло Соррентино, чья “Великая красота” понравилась многим критикам, но почему-то жюри решило оставить ее вообще без награды.
Награды для азиатских фильмов - “Какой отец, такой и сын” японца Хироказу Кориэда (приз жюри) и “Прикосновение греха” Цзя Чжанкэ (лучший сценарий) - тоже оказались довольно предсказуемыми - оба фильма были в фаворитах у каннской публики. Фильм Кориэда - об отношениях между родителями и сыном, который, как выяснилось, не их ребенок, а их настоящий сын растет у других родителей - шесть лет назад детей перепутали в роддоме, а “Прикосновение греха” - срез современного китайского общества во всем его классовом разнообразии.
Лучший актер: Брюс Дерн, “Небраска”. Несмотря на то, что главным фаворитом на эту награду был Майкл Дуглас в роли Либераче в фильме Стивена Содерберга “За канделябрами”, приз для Дерна, культового в своем роде актера, тоже кажется вполне логичным. Он играет склочного, но обаятельного дедушку, отправившегося в далекую Небраску, чтобы забрать миллион долларов, который, как он думает, он выиграл. Беззубая, но очень симпатичная сатира на американскую глубинку, снятая в черно-белых цветах, пришлась по вкусу как журналистам, так и жюри.
Лучшая актриса: Беренис Бежо, “Прошлое”. Примечательно, что роль Бежо должна была играть Марион Котийяр, чья роль в другом конкурсном фильме - “Иммигрантке” Джеймса Грэя, по всей видимости, не так сильно впечатлила членов жюри. В то же время, на “Прошлом”, говорят, всплакнула Николь Кидман, что, наверное, и стало причиной для награждения Бежо. Она играет нервную даму, постоянно перекладывающую ответственность за все свои беды на других: бывшего мужа, будущего мужа, старшую дочь, кого угодно. Ее невротичность и неспособность принять хоть сколько-нибудь вменяемое решение относительно своей жизни или жизни своих близких должны бы стать сердцевиной конфликта, но не становятся, делая “Прошлое” одним из самых переоцененных фильмов этого конкурса.
Признаться, мои предпочтения оказались на стороне аутсайдеров - уже упомянутого фильма Паоло Соррентино “Великая красота”, новой картине Джима Джармуша о вечной любви “Выживут только любовники” и “Молодой и красивой” Франсуа Озона - своеобразного оммажа “Дневной красавице” Луиса Бунюэля, которую я очень люблю.
Впрочем, постепенно сверить свои кинематографические вкусы со вкусами Стивена Спилберга и 8 членов международного жюри 66-го Каннского кинофестиваля смогут и остальные украинские зрители. На 4-й кинофестиваль в Одессе везут и “Жизнь Адель”, и “Молодую и красивую”, и “Элитное общество” из “Особого взгляда”. “Молодости”, по слухам, приглянулся “Боргман” Алекса Ван Вармердама, а “За канделябрами” Стивена Спилберга уже показали по телеканалу HBO в позапрошлое воскресенье.