ГлавнаяБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2013: Неочевидные рифмы

Вчера в Каннах показали «Антихриста» этого года, а сегодня – «Любовь» этого года. Черно-белая «Небраска» Александра Пэйна рискует стать главным претендентом на получение «Золотой пальмовой ветви» и любви кинокритиков – картину встретили очень тепло.

Фото: Festival de Cannes

В центре сюжета – опять пожилые люди, так же ярко выписанные, как и у прошлогоднего Ханеке. Пожилому Вуди (Брюс Дерн, отец Лоры Дерн) по почте пришло рекламное письмо от одного из изданий в Небраске, разыгрывающего миллион долларов. Старик не понимает (или прикидывается, что не понимает), что он не выиграл эти деньги, а просто может принять участие в розыгрыше, но упорно хочет поехать в Линкольн, штат Небраска, чтобы забрать свой миллион.

Поскольку Вуди каждый раз оставаясь без присмотра норовит улизнуть из дома и пешком дойти из дома в Монтане в злополучную редакцию, где раздают выигрыши, его младший сын решает отвезти отца в Небраску. По пути они останавливаются у родных, которые, прознав про потенциальный миллион долларов, начинают испытывать к деньгам неподдельный интерес и напоминать Вуди, что он им когда-то задолжал. «Небраска» сделана так, что два часа пролетают на одном дыхании – это отлично сделанное, ироничное, в чем-то даже саркастичное кино о том, что семья – это не всегда омлеты на завтрак и подбадривающие открытки на дни рождения. Семья – это маленький ад со всеми его прелестями – от назойливых тетушек до чувства общности и возвращения к чему-то большему, чем ты сам по себе.

Но, вместе с этим, новый фильм Пэйна настолько гладкий и прозрачный, что его вероятная победа кажется компромиссом между кинематографом и совестью. На такие компромиссы ежегодно идут американские Киноакадемики, которым этот фильм наверняка очень понравится (как понравилась в свое время «Любовь» Михаэля Ханеке), но от Канн ждешь какого-то определяющего жеста. «Небраска», при всей своей умилительности, таким жестом не является, увы.

Фото: Festival de Cannes

Пожалуй, самое сильное разочарование отсмотренного лайн-апа – это историческая драма французского режиссера Арно де Пальера «Михаэль Кольхаас». Это – экранизация одноименной повести немецкого писателя Генриха фон Клейста.

Михаэля Кольхааса – торговца лошадьми, восставшего против своеволия молодого барона, отобравшего у него двух лошадей за переправу, - играет датчанин Мадс Миккельсен. Миккельсен в прошлом году получил «Серебряную пальмовую ветвь» за свою роль в «Охоте» Томаса Винтерберга, но здесь ему, к сожалению, играть нечего.

Кольхаас в литературном источнике существует в интересном для экранизации мире, как внешнем, так и внутреннем, – Реформация, остатки Возрождения, внутренние принципы Михаэля, не позволяющие ему пустить на самотек узурпацию власти молодым бароном, и так далее. Арно де Пальер решил не заморачиваться. Во-первых, адаптировал повесть на французском языке, «галлизировав» ее (цитата из интервью), от чего она потеряла свою аутентичность. Во-вторых, смонтировал все действо так, что от сюжета осталась лишь невнятная схема – человек с лошадьми, человек без лошадей, человек выдвигается мстить, человек предстает перед выбором. Все.

Наверняка «Кольхаас» найдет своего зрителя, хотя в четверг вечером в зале Дебюсси он был встречен критиками довольно прохладно. Некоторые особо островидящие коллеги даже увидели в нем рифму с фильмом Рефна – что ж, охотно верится, что Тьерри Фремо тоже увидел эту рифму, что и послужило причиной для отбора этого фильма в основной конкурс.

Фестиваль, между тем, близится к концу. В конкуре остались самые сливки – новый Джеймс Грэй про польскую эмигрантку и фокусника, Джим Джармуш про благородных вампиров и Роман Полански с «Венерой в мехах». Каждая из трех картин грозит разрушить весь список фаворитов, сложившихся на последней странице журнала Screen. Выглядит он пока что так:

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram