Почему за Саакашвили тянется шлейф так называемого «великого реформатора» и что в реальности происходило тогда в экономике Грузии? Попробуем разобраться в этом вопросе. Это важно, так как новая политическая партия, которая может быть сформирована Саакашвили в Украине, имеет шансы получить представительство уже в следующем украинском парламенте, как говорят нам социологические опросы. А также я попробую пояснить, почему это крайне нежелательно для нашей страны.
Свой анализ начну с еще одного характерного примера применения так называемых либеральных экономических реформ - в Чили, в эпоху диктатора Аугусто Пиночета. Вот что пишет об этом периоде современный англо-канадский социолог Наоми Кляйн: «После военного переворота и гибели Альенде, Пиночет и его «чикагские мальчики» сделали все для того, чтобы демонтировать общественный сектор Чили, приватизировали государственные предприятия и отказались от госрегулирования в сфере финансов и торговли. В этот период и сложились огромные частные состояния - и страна заплатила за них страшную цену. К началу 1980-х годов пиночетовская - Фридманом предписанная - политика привела к ускоренной деиндустриализации, десятикратному увеличению безработицы и взрывному росту числа никем не контролируемых трущоб. Эта политика привела также к коррупционному кризису и настолько серьезной внешней задолженности, что в 1982 году Пиночету пришлось отстранить от должностей ряд ключевых советников из числа «чикагских мальчиков» и национализировать часть крупных финансовых учреждений, приватизированных ранее».
Представляете себе?! Даже кровавый диктатор Аугусто Пиночет, заливший страну кровью, не выдержал правления в экономике «чикагских мальчиков»! Почему последователи Милтона Фридмана провалились в Чили? Потому что эта теория, как и другие теории либеральной ориентации, не признают, что люди в разных странах существенно отличаются друг от друга в культурном отношении (имеется ввиду, прежде всего, производственная культура), и в своих рекомендациях для той или иной национальной экономики начисто отрицают факты этой культурной уникальности народов. Пожалуй, самой известной книгой, описывающей эти явления, был труд немецкого социолога (начала XX века) Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где им были подробно объяснены эти социальные механизмы. Есть и другие авторы, писавшие на данную тему, например, современный экономист, лауреат Нобелевской премии 2006 года Эдмунд Фелпс. Но представителями либеральных экономических направлений почему-то напрочь игнорируются эти особенности социальной истории народов. Что всегда приводит к столь печальным последствиям применения их теорий на практике. Казалось бы, столь провальные действия в реальной экономике Чили монетаристов Милтона Фридмана, должно были стать «прививкой» для всех экономистов мира – чтобы не применять такую доктрину в реальной жизни уже нигде. Но нет, не стали.
В 1989 году, на основании этих же принципов экономического развития, британским экономистом Джоном Уильямсоном, специально для развивающихся стран, разрабатывается либеральная экономическая теория Вашингтонского консенсуса, которая была применена в Грузии при правлении Саакашвили, и которая в целом применяется сейчас в Украине.
Каковы результаты ее применения в Грузии? К концу правления Саакашвили Грузия нарастила объем внешнего долга с 1,8 млрд. в 2003 году, до его прихода к власти, (46,3% от ВВП) до 13,4 млрд. в 2013 году (по данным Национального банка Грузии), с выходом на опасное соотношение внешнего долга к ВВП в 83,9%. За то время, когда проводились реформы в Грузии, ее подушевой ВВП по ППС к 2013 году был всего на 141 доллар выше, чем в Армении (где не было никаких выдающихся реформаторов или просто не было того PR, которым сопровождал свою деятельность «великий реформатор» из соседней с Арменией страны), и более чем в два раза меньше, чем в авторитарном Азербайджане. Кроме того, в росте ВВП Грузии за период с 2003 по 2013 годы - в два раза от низкой базы - ничего выдающегося, как оказалось, нет, так как многие государства мира (около сорока стран в этот же период) демонстрировали такую же динамику роста ВВП. Правда, эти страны росли совсем не с такой низкой «статистической базы», как Грузия. Но никому в голову не приходило называть их руководителей выдающимися реформаторами. Почему же за Саакашвили закрепилась слава выдающегося реформатора?
Ответ прост - сила его личного PR. Михаил Саакашвили очень яркий и харизматичный политик, который не испытывает никаких проблем в общении с журналистами и народом. И умеет, за счет своего природного обаяния, влиять на них таким образом, что они легко принимают его точку зрения. Феноменально, но факт, несмотря на то, что деятельность Саакашвили и его соратников в экономической сфере Грузии посредственна, и ее результаты ничем на отличались от результатов, как минимум, еще сорока стран в мире, он продолжает утверждать, что он и его команда «реформаторов» достигли невиданных результатов в Грузии. И, самое потрясающее при этом то, что ему верят!
Саакашвили выбрал в замы трех выпускников иностранных вузов
Однажды, известный французский политик Жорж Клемансо сказал, что «война слишком серьезное дело, чтобы поручать ее военным». Я хотел бы его перефразировать следующим образом: «Экономика моей страны слишком серьезное дело для народа Украины, чтобы поручать ее пустым фразерам с неподтвержденными серьезной статистикой успехами в экономике». Не нужно нам менять «шило на мыло». У нас уже был один премьер-министр, который тоже до прихода к власти «за словами в карман не лез» - за словами о том, как он, после прихода во власть, быстро все наладит и организует в экономике. И он это и организовал, но совсем не то, чего мы от него ожидали. И, слава Богу, мы его уже почти не видим на экранах телевизоров. Так не будем же повторять свои ошибки!
Великий чешский патриот Юлиус Фучек как-то сказал: «Люди, будьте бдительны», вот и я сегодня хочу присоединиться к этим мудрым словам: «Украинцы, будьте бдительны, не верьте заявлениям политиков, которые не могут привести в доказательство своих успехов данные, признанные мировой экономической наукой, потому как последствия этого для нашей материальной жизни могут носит катастрофический характер». Не верьте бывшим премьерам, которые были у власти и нечего существенного не сделали для страны кроме стремления получить еще больше власти! Нет никаких оснований считать, что эти политики обладают какими-то специальными компетенциями в достижении экстраординарных успехов в экономике, раз они не могут показать и доказать, что они у них были на основании строгих эконометрических методов, а не на основании только их голословных заявлений. И косвенным, но весомым, подтверждением отсутствия успехов в улучшении жизни грузин, является тот факт, что они в очередной раз отказали политической силе Саакашвили в признании - на недавно прошедших парламентских выборах в Грузии.
Я вообще считаю, что в любой национальной экономике «чудеса» происходят не вдруг, а только через очень длительное время, после того, как в стране были применены адекватные культуре населяющего ее народа экономические и управленческие методы. Как это произошло, например, в свое время в Южной Корее, когда руководитель страны Пак Чонхи отказался применять либеральные экономические методы, которые ему в 1960-е годы навязывали американские консультанты, выбрав для своей страны политику промышленного протекционизма. Что и привело Южную Корею к невиданному в ее истории процветанию.
Во всех своих многочисленных колонках, которые я посвятил промышленному протекционизму в последние, как минимум, два года, я описал десятки примеров и образцов поведения в экономике, которым Украине надо следовать, чтобы мы смогли достигнуть таких же выдающихся результатов в экономике. И там же я писал, что экономическая история не знает примеров стран успешного применения либеральных методов в экономике (за исключение стран эндогенного капитализма, то есть тех стран, где он исторически и возник, и которые все находятся либо в Западной Европе, либо в бывших колониях Западной Европы, имею в виду США, или в британских бывших доминионах - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).
Не может быть сегодня никакого экономического развития в Украине, если мы будем продолжать применять методы из набора школ либеральных направлений в экономике, потому что мы, в отличие от жителей западноевропейских стран, другие в культурно-производственном отношении. Нам нужна активная роль государства в экономическом развитии, а не пассивное наблюдение за тем, как в экономике Украины год за годом ничего не происходит (точнее сказать происходит ее обвальная деиндустриализация и примитивизация). Михаил Саакашвили, как политик либерально-экономического толка, ничего Украине не даст, так как не дал он ничего особенного Грузии в экономическом смысле, чему есть доказательством данные всех главных экономических рейтингов - от МВФ до Мирового банка. Не нужно пытаться превращать Украину в Грузию, это тупиковый путь!
У нас нет иного пути, если мы хотим выжить в современном мире, кроме как развитие своей современной промышленности в рамках идущей в мире четвертой промышленной революции. А также проведение радикальных преобразований в национальном образовании и здравоохранении, и, конечно, коренное реформирование украинской науки. А это можно сделать только в случае прихода в правительство национально ориентированных людей, являющихся реальными технократами, проактивная деятельность которых, и возглавляемых ими государственных органов, будет основана не на пустых либерально-экономических теориях, которые действенны исключительно в странах эндогенного капитализма, а на исторических практиках лидеров бывших развивающихся стран, таких как лидер Южной Кореи Пак Чонхи, с помощью которых, они добивались успехов. И, главное - эти практики всегда находили отражение в количественных показателях экономического роста, скрупулезно фиксируемых в мировых экономических рейтингах, а не только в красочных речах того или иного политика.
Я буду писать об этом снова и снова («действие должно быть равно противодействию»), так как еще Наполеон говорил, что «единственная форма риторики - это повторение». Поэтому противостоять политикам-популистам, чтобы они не навредили теперь уже моей стране, можно, только постоянно разъясняя и показывая на экономических показателях, как в действительности обстояли дела в экономике Грузии, в период, когда ее возглавлял Михаил Саакашвили, а не основывать мнение об этом только на его пристрастных словах.