Ежегодное предоставление финансовой помощи отдельным государственным корпорациям сворачивало инвестиционную направленность расходов Сводного бюджета Украины. При этом удельный вес государственной собственности в структуре национального богатства в Украине уже ниже, чем в странах, которые являются отражением классической модели капиталистического строя. Повысить эффективность использования государственных и коммунальных активов был призван Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», принятый в 2010 году. В данный законодательный акт вносились изменения в 2012 и 2015 годах, но они не обеспечили усиление деловой активности государственных и местных органов власти, а также предпринимательских структур относительно заключения соглашений государственно-частного партнерства. Этот закон должен разрешить следующую дилемму: повысить эффективность использования объектов государственной и коммунальной собственности без их передачи в частное владение.
В первую очередь нуждаются в усовершенствовании определения основных терминов. Учитывая, что партнерские соглашения могут заключаться относительно использования государственных и коммунальных активов, поскольку государственным партнером выступают государство и территориальные общины, то следует вести речь не о государственно-частном, а о публично-частном партнерстве. Во-вторых, чрезмерно суженным является спектр сфер применения государственно-частного партнерства, так как в узаконенный список не входят некоторые объекты государственной собственности, которые нуждаются в вливаниях частных инвестиций.
Учитывая, что подавляющее большинство природных ресурсов и объектов природоохранной инфраструктуры находится в государственной собственности, то следовало бы расширить перечень природных ресурсов в отношении которых могут заключаться соглашения государственно-частного партнерства. На сегодня соглашения государственно-частного партнерства могут заключаться в части поиска, разведки месторождений полезных ископаемых и их добычи, сбора, очистки и распределения воды, обеспечения функционирования оросительных и осушительных систем.
Отражением латентного состояния применения соглашений государственно-частного партнерства в Украине является динамика поступлений концессионных платежей в Сводный бюджет Украины (рис. 1),
Рис. 1. Поступление концессионных платежей в Сводный бюджет Украины (по данным Государственного казначейства Украины)
так как концессия представляет собой форму партнерских отношений между государственным и частным партнером, которая предусматривает передачу государственного или коммунального объекта в долгосрочное пользование отечественным и иностранным предпринимательским структурам на строчной и платной основе.
За период с 2010 по 2015 год в динамике поступлений концессионных платежей в Сводный бюджет Украины не наблюдалось устойчивой тенденции роста или падения, поскольку каждый дополнительный объект заключения концессионных соглашений во многом решающим образом влиял на общую сумму поступлений концессионных платежей в соответствующем году. За период с 2010 по 2012 год имела место восходящая тенденция (в 2012 году по сравнению с 2010 годом сумма концессионных платежей, которая поступила в Сводный бюджет Украины, увеличилась на 10,43 млн. грн.), но в 2013 году по сравнению с 2012 уменьшение поступлений концессионных платежей в бюджеты всех уровней составило 6,38 млн. грн. В 2015 году концессионных платежей в Сводный бюджет Украины поступило на 4,98 млн. грн. меньше, чем в 2014 году и на 5,65 млн. грн. – чем в 2012.
В структуре поступлений концессионных платежей за период с 2011 по 2015 год доминирует удельный вес платежей по объектам коммунальной собственности за исключением 2012 года, когда он составлял всего 19,2% (рис. 2). Более того, в 2015 году имело место поступление концессионных платежей в Сводный бюджет Украины исключительно по объектам коммунальной собственности. То есть институт концессии как формы государственно-частного партнерства приобрел более широкое распространение относительно использования коммунальных активов, где государственным партнером, как правило, выступает территориальная община базового уровня.
В условиях углубления децентрализации власти и реформы местного самоуправления соглашения государственно-частного или публично-
Рис. 2. Поступление концессионных платежей по объектам коммунальной собственности в Сводный бюджет Украины (по данным Государственного казначейства Украины)
частного партнерства могут выступить эффективным средством привлечения частных инвестиций в модернизацию, обновление и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры и вместе с фискальной децентрализацией значительно укрепить финансовую самодостаточность территориальных общин.
Первым шагом в направлении повышения действенности соглашений государственно-частного партнерства должны стать изменения в Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» как в части расширения перечня объектов, на которые могут распространяться эти соглашения, так и в части внедрения дополнительных современных форм партнерских отношений по использованию объектов государственной и коммунальной собственности.