ГлавнаяМир

Преступление и наказание. Будут ли последствия для России из-за керченской атаки?

Международная реакция на беспрецедентное нападение погранслужбы ФСБ России 25 ноября 2018 на отряд украинских военных кораблей во время их планового перехода, да еще и в нейтральных водах недалеко от Керченского пролива, показала, что совершенная Кремлем агрессия однозначно не останется без внимания. 

При этом глубина и серьезность реакции Запада на преступления России только вырабатываются в эти самые дни. В том числе в Генеральной ассамблее ООН. 

Военно-морская база в Севастополе, Крым
Фото: EPA/UPG
Военно-морская база в Севастополе, Крым

Ситуация с милитаризацией Российской Федерацией временно оккупированного Крыма, а также части Черного и Азовского морей выйдет уже и на уровень ООН - 17 декабря состоится голосование по проекту соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Об этом в эксклюзивном комментарии LB.ua сообщил официальный  представитель Постоянного представительства Украины при ООН Олег Николенко. «17 декабря Генеральная Ассамблея ООН проголосует по проекту резолюции «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и Севастополя (Украина), а также частей Черного и Азовского морей».

Проект резолюции был инициирован Украиной и внесен на рассмотрение Генассамблеи от имени широкой группы государств-единомышленников, он указывает на актуальность затронутой проблематики для международного сообщества, а также высокий политический вес документа. Всего, по состоянию на сегодня, у резолюции 39 соавторов.

Он отметил, что ситуация в Крыму в условиях российской оккупации не является новой для государств-членов ООН. Николенко напомнил, что в 2014-2017 гг. Генеральная Ассамблея одобрила три резолюции, две из которых были направлены на защиту прав человека от грубых нарушений государством-оккупантом. В конце декабря в Генассамблее ожидается одобрение еще одного обновленного проекта правозащитной резолюции.

Вместе с тем, резолюция о милитаризации открывает новое направление противодействия российской агрессии в Крыму и акватории Черного и Азовского морей - по безопасности. В документ были заложены жесткие положения, прежде всего такие, как требование к РФ как государству-оккупанту вывести свои войска из Крыма и немедленно прекратить временную оккупацию. Отмечается, что, оккупировав Крым, Россия грубо нарушила свои обязательства в рамках Будапештского меморандума.

Керченский мост
Фото: EPA/UPG
Керченский мост

В резолюции также осуждаются действия России по активной милитаризации Крымского полуострова и частей Черного и Азовского морей, что угрожает безопасности Украины и подрывает стабильность в регионе, а также незаконное построение и открытие Керченского моста.

Документ также требует от Российской Федерации немедленно освободить корабли ВМС ВС Украины вместе с их экипажами, против которых 25 ноября была применена неоправданная сила и которые были захвачены в Черном море. Отдельно делается упор на недопустимости препятствования Россией международной морской навигации.

Верховенство права и реальность по-российски

«Право сильного» для РФ превалирует над международным и национальным правом, это стало очевидным для всех. Захватив три украинских военных корабля с 24 моряками на борту, Кремль нарушил не только Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Устав ООН, резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (ХХIХ) 1974 года и Договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г., но и собственное законодательство.

Ведь, в соответствии с законом РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» федеральные органы вообще не имели право ни обстреливать украинские военные корабли, ни захватывать их вместе с экипажем. Вести огонь можно было лишь тогда, когда военное судно открыло бы огонь первым, чего с украинской стороны совершено не было. Максимум, что россияне имели право сделать - потребовать военное судно немедленно покинуть российские территориальные воды. (Хотя, какие они российские, если Крым оккупирован и не признан миром территорией РФ).

Тем не менее, произошел захват. Причем в нейтральных водах и с применение оружия на поражение, о чем свидетельствуют отчет приграничной службы ФСБ РФ, а также фото с повреждёнными катером «Бердянск» и буксиром «Яны Капу».

Захваченные украинские катер «Бердянск» и буксир «Яны Капу» в порту Керчи
Фото: EPA/UPG
Захваченные украинские катер «Бердянск» и буксир «Яны Капу» в порту Керчи

При этом, Москва упустила тот факт, что умышленно совершенные навал, обстрел украинских кораблей с использованием российских военных вертолетов и самолетов в нейтральных водах, ранение украинских военнослужащих, переброска на корабли спецназа с последующим их захватом — все это подпадает под статью 221 УК РФ «О пиратстве» и согласно Резолюцией ГА ООН №3314 от 14 декабря 1974 г. и квалифицируется как акт международной агрессии.

Поражает уровень правовой «подкованности» российской власти. Ведь захваченных украинских военных судят по ч.3 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия или с угрозой его применения). Не исключено, что в нагрузку могут подцепить ст. 222 (незаконная перевозка оружия) и ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неподчинение законным требованиям военнослужащих). Москва просто игнорирует то обстоятельство, что российские силовики атаковали и схватили военных моряков, чужой страны, на военных кораблях, которые действовали по приказу своего военного руководства, которые заявляли в эфир, что не имеют намерений применять оружия и следуют по заданному курсу в соответствии с нормами действующего международного права. Которых, собственно, и судить в гражданских судах, нельзя, так как они являются военнопленными.

Кремль же уперто отказывается видеть очевидные вещи и при этом создает себе абсолютно иную - параллельную реальность, где он чувствует себя максимально комфортно. С одной стороны, он приуменьшает значимость прошедшего события, называя его – «небольшим приграничным инцидентом» между двумя странами, на который не стоит обращать особого внимания.

С другой, распространяет нарратив о якобы украинской провокации, которую сделала «киевская власть и лично П.Порошенко при подаче Запада с целью обострить текущую ситуацию и набрать себе рейтинг на очередных выборах Президента Украины, которые должны пройти 31 марта 2019 г.».

При этом президент РФ В.Путин не выходит на связь с президентом Украины по «инциденту» в Керченском проливе, поскольку, мол, не хочет «участвовать в его избирательной кампании». Он полагает, что таким образом станет участником неких «комбинаций», где украинский президент «захочет продемонстрировать, как он успешно решает проблемы».

Фото: EPA/UPG

Однако в Кремле забывают о том, что Украина — это не Россия. Потенциальный разговор с Путиным может вообще сыграть для Порошенко обратный эффект, чем тот, о котором говорит российский президент.

Ну а то, сколько много ложной, грязной и негативной информации после событий 25 ноября было «выброшено» в информационное пространство российскими СМИ, даже и не стоит говорить. Отчетливо виден результат этой работы.

Сегодня в свою правоту верит большая часть населения современной России. 93% россиян поддерживают атаку на украинские корабли. Параллельно с этим по данным опроса ВЦИОМ более 40% россиян считают, что в будущем отношения между Россией и Украиной обязательно восстановятся как дружеские и союзнические. А еще 34% полагают, что отношения нормализуются, но дружескими и братскими, как раньше, уже не будут никогда.

Реакция мира

Однако, если нарушения законодательства и реальную картину событий упорно не видят в Москве и в России в целом, то это не означат, что ее не видят за пределами страны.

Реакция Украины в нынешней ситуации вполне адекватная. Руководство страны, независимо от персоналий и фамилий, зажато действующим законодательством. Оно обязано проводить ответные действия с учетом сложившейся обстановки. Вот и получается, что в нынешних условиях ответ на акт уже прямой - не гибридной как раньше, российской агрессии, был введен правовой режим военного положения сроком на 30 дней. Однако, не на всей территории страны, а лишь в областях приграничных с РФ, а также с Черным и Азовским морями и Приднестровским регионом Республики Молдова, где расположена Оперативная группа российских воск. Силовые структуры приведены в полную боевую готовность, организовано проведение сборов резервистов первой очереди, передислокация некоторых частей и подразделений для укрепления обороны страны, а также усилены меры безопасности и многое другое.

Фото: EPA/UPG

Конечно, на первый взгляд это может показаться слишком кардинальным решением. Однако отказ в пропуске украинских военных кораблей в Азовском море это лишь небольшой эпизод в планах Кремля по отношению к Украине. Ведь в чем проблема была пропустить украинские корабли так же, как это было в сентябре 2018 г.?

Ответ напрашивается один: идет подготовка к военной агрессии против Украины и наличие на Азове уже четырех, хоть и малых, но вооруженных кораблей может внести коррективы в текущие планы. По словам начальника ГШ ВС Украины Виктора Муженко, Россия за последнее время увеличила количество своих кораблей в акватории Азовского моря "практически в два раза", а также в разы группировку войск на восточных границах Украины и в Крыму. "Характер дислокации показывает, что в кратчайший срок могут быть сформированы соответствующие наступательные группировки, и направление их действий – Украина. Поэтому мы рассматриваем не одно направление (агрессии), Луганскую и Донецкую области. Речь идет о северо-восточных, восточных, южных границах Украины", - заявил Муженко.

Кроме военной, была и политическая реакция Украины. Киев обратился во все возможные международные институции для давления на РФ - в ООН, ОБСЕ, ЕС и НАТО, а также отдельно к странам-подписантам Будапештского меморандума с требованием проведения срочных консультаций с целью обеспечения полного соблюдения обязательств и немедленного прекращения агрессии РФ против Украины. Министерство юстиции Украины готовит заявление в Европейский суд по правам человека относительно защиты прав украинских военных моряков. Кроме того, расширен за счет новых событий иск к РФ по морскому праву в международный суд ООН. И наконец, 17 декабря 2018 г. Генеральная ассамблея ООН должна рассмотреть проект резолюции Украины о милитаризации Азовского моря, которая была расширена данными о событиях в Керченском проливе.

Сотрудники ФСБ РФ сопровождают задержанных украинских моряков на заседание суда в г. Симферополь, Крым, 28 ноября 2018.
Фото: EPA/UPG
Сотрудники ФСБ РФ сопровождают задержанных украинских моряков на заседание суда в г. Симферополь, Крым, 28 ноября 2018.

Завершающим фрагментом украинской реакции на агрессивные действия Кремля, стало решение Верховной Рады Украины от 6 декабря 2018 г. о прекращении договора о Дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией с 1 апреля 2019 г.

Детальнее о международной реакции говорилось ранее.

Не словом, а делом

Все, что было наведено выше, ярко демонстрирует достаточно жесткую политическую реакцию мирового сообщества, внимательно наблюдающего за событиями вокруг противостояния Украины и РФ. Однако это лишь заявления, которые, к сожалению, последние четыре года Москва полностью игнорирует.

Для Украины важны конкретные действия, которые приведут к решению вопросов Донбасса и Крыма, а также предотвращению военной агрессии России.

К сожалению, в нынешней ситуации пока не видно конкретных практических шагов международного сообщества ориентированных на принуждение Кремля к миру и возврату в правовое поле.

Так, по сообщениям СМИ Франция и Германия не поддержали введение новых санкций против РФ на фоне захвата РФ кораблей ВМС Украины. Хотя Европарламент и принял осуждающую «Северный поток-2» резолюцию и выступил за отмену строительства газопровода, Германия все еще не отказалась в своей поддержке спорного газопровода – предлагая сохранить статус Украины в качестве транзитёра газа в Европу в дальнейшем.

В свою очередь США, которые действительно очень помогают Украине во многих вопросах противодействия агрессии РФ, решили обратиться к Европе в вопросе оказания давления на Россию. Единственное, за это время может произойти все что угодно.

Кроме того, по итогам заседания 4-5 декабря 2018 г. министров иностранных дел стран НАТО с представителями Украины и Грузии было недвузначно обозначено, что Украина может рассчитывать на «политическую поддержку суверенности и целостности ее территории, а также на помощь в улучшении качества, мощности и боевой готовности ее войск и флота». Не более того.

Джон Болтон
Фото: 5.ua
Джон Болтон

Однако, есть и «намеки» на «более сложные обстоятельства» для РФ - Вашингтон всерьез обозлен на случившееся. Недавно Трамп в ультимативной форме отказался от встречи с Путиным в Аргентине. В итоге, в Альянсе согласились разработать «пакет ответов» на новое проявление агрессии России против Украины. А советник по национальной безопасности США Джон Болтон вообще напрямую связал возможность будущей встречи Трампа и Путина с освобождением Россией украинских кораблей и моряков, захваченных в Керченском проливе. "Я не вижу в обозримом будущем обстоятельств, при которых такая встреча могла бы состояться до тех пор, пока корабли и экипажи не будут освобождены", - сказал Болтон журналистам в вашингтонском аналитическом центре.

Пока же США решили отправить американский военный корабль в Черное море. Американские военные буквально на днях попросили Госдепартамент сообщить Турции о планах прохода военного корабля в Черное море.

Немного попытался приоткрыть завесу над дальнейшим ходом событий спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. В беседе с «Голосом Америки» он сказал, что Соединенные Штаты и их западные союзники рассматривают ряд вариантов, чтобы не допустить новых проявлений «одностороннего контроля» России в общих водах Азовского моря. США хотят принятия таких мер, чтобы оказать давление на Россию и «прийти к такому моменту, когда Россия пожелает провести переговоры для выработки решения».

При этом, он подчеркнул, что предложение европейских союзников США о запрете российским судам, прибывающим из Крыма или Азовского моря, заходить в европейские порты, озвученное генеральным секретарем правящего Христианско-демократического союза Германии и возможной преемницей Ангелы Меркель, - Аннегрет Крамп-Карренбауэр, является «очень сильным и очень оригинальным шагом».

Курт Волкер
Фото: inforesist
Курт Волкер

Есть еще озвученная опция – отключение российских банков от международной банковской сети SWIFT, которая регулируется законами Бельгии и ускоряет международные транзакции, отправляя платежные поручения финансовым институтам в разных странах. В Кремле всерьез восприняли угрозу и даже рекомендовали российским банкам найти замену Visa и MasterCard.

Таким образом, у мирового общества в своем арсенале есть методы «стимулирования» России. Вопрос только в том, пойдет ли Запад на их применение.

Содействовать этому может одно очень важное обстоятельство, которое происходит параллельно с событиями в Украине, но косвенно касается Киева. Речь идет о реакции США на нарушения Россией Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), о чем Вашингтон твердит уже четвертый год.

4 декабря 2018 г. посольство США в Москве официально направило ноту в МЗС РФ, где было заявлено, что Соединенные Штаты через 60 дней приостановят свои обязательства в рамках РСМД, если Россия не вернется к его выполнению. Параллельно с этим госсекретарь Майк Помпео публично заявил, что если Россия признает свои нарушения и вернется к его выполнению, то США, «конечно, это будем приветствовать. Но только Россия может спасти этот договор».

РФ уже успела ответить, что «вы все врете» и «мы всегда придерживаемся взятых на себя обязательств».

Одним словом цивилизованное международное сообщество практически единодушно в своих оценках действий России. Но практическая готовность Запад действительно вернуть Кремль в рамки закона еще до конца не определилась, участники продолжают оценивать возможности и риски. И тут вышеупомянутая резолюция ООН должна стать очередным элементом для обоснования более решительных мер к России – чтобы вседозволенность и произвол Кремля не стал правилом и нормой. А пока же конец 2018-начало 2019 года однозначно будет взрывоопасным.

Антон ​МіхненкоАнтон ​Міхненко, Редактор англомовного журналу "Ukrainian Defense Review"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram