"Клянусь считать Венгрию своей родиной. Буду верным гражданином, защищать и служить Венгрии. Да поможет мне Бог", - трижды повторяют граждане текст клятвы на фоне венгерского флага на опубликованном видео.
После гимна владельцы новых венгерских паспортов получают инструкции от венгерских дипломатов. "Скрывайте от государственных структур Украины факт получения венгерского гражданства", - призывает венгерский дипломат.
После появления этого видео украинские политики, депутаты и эксперты наперебой стали призывать навести порядок. Преимущественно кнутом. Звучат разные советы: от наказать местные украинские власти, получателей паспортов до введения жестких мер к венгерской стороне. Поможет ли? Очень сомнительно - инструментарий влияния Киева на решения властей в Будапеште мизерный.
Во-первых, местные власти Закарпатья не смогут помешать жителям региона получению паспортов Венгрии – их выдачей занимается венгерское консульство, защищенное дипломатическим иммунитетом. И венгры не обмениваются с Украиной информацией о количестве соискателей гражданства.
Во-вторых, Киев хоть и пригрозил выслать этого венгерского консула, но ведь консульство и дальше продолжит работу. Хотя может и "притормозит" на некоторое время, пока не уляжется скандал. Закрыть консульство вообще? Значит породить еще больший скандал - венгры "зеркально" обязательно закроют что-то и Украине. При этом жители Закарпатья будут ездить за паспортами в другие места.
В-третьих, любые репрессивные меры государства в отношении непосредственно граждан Украины из-за двойного гражданства станут огромной ошибкой: процесс не остановят, но могут привести к еще большим негативным последствиям.
Так что вопрос с выдачей паспортов - существует давно и будет еще очень надолго. Подтверждение тому - Будапешт вместо «гашения» конфликта пошел на повышение его градуса: глава МИД Петер Сиярто счел все происходящее на видео законным и соответствующим международным нормам. При этом он обвинил украинскую сторону в использовании «антивенгерских настроений в обществе» в избирательной кампании и пообещал (в очередной раз) замедлять евроинтеграцию Украины из-за этого конфликта. Напомним, ранее кабинет Виктора Орбана блокировал заседание комиссии Украина-НАТО.
Таким образом, получено очередное подтверждение того, что официальные власти Венгрии злоупотребляют членством своей страны и в НАТО, и в ЕС. Мало того, своим неконструктивным поведением они собираются втянуть в свой конфликт с Украиной тот же ЕС и НАТО. А Кремль, с которым правительство Виктора Орбана ведет бизнес вопреки решениям Евросоюза, будет только благодарен.
Что делает Венгрия на Закарпатье
Вся современная политика Венгрии (на пару с Россией) к Украине направлена на максимальную раскачку ситуации в Закарпатье, создание критической массы лояльного Будапешту населения в приграничном с ней регионе, а также создание у населения региона максимальной неприязни к центральным властям в Киеве. Если Будапешт работает с венграми (преимущественно в Береговском и Виноградовском районах), то Москва помогает информационно, организационно и материально русинам.
И выдача венгерских паспортов украинцам, о чем говорилось выше, не единственная проблема. Официальные власти Венгрии используют недоработки украинской стороны, подогревая рост сепаратистских настроений в Закарпатье. Орбан делает ставку на «силу мягкую» - на фактический подкуп населения Закарпатья.
Также на Закарпатье активно действуют программы кредитования малого бизнеса, образование исключительно на венгерском языке, финансируется строительство инфраструктуры (например, на строительство объездной дороги вокруг Мукачево выделено 50 млн долларов), объектов социального назначения (школы, больницы и тп). Интересный факт: для решения проблемы с очисткой воды, когда возникли проблемы с поставками хлора, губернатор Закарпатья Геннадий Москаль обращался не в Киев, а к венгерской стороне.
Для лучшей координации этих разрозненных программ, упорядочивания и интенсифицирования вложений Будапешта в украинскую территорию Будапешт даже назначил «уполномоченного министра, ответственного за развитие Закарпатской области». Такие действия можно смело назвать недружественными – ведь к сфере компетенции венгерского уполномоченного отнесена часть суверенной территории Украины. И хотя после протестов Киева и, в частности, обещания заблокировать назначение нового посла в Украину, глава МИД Венгрии пошел на уступки, пообещав должность переименовать, сама проблема никуда не исчезла (да и подтверждения от Орбана о переименовании еще не получено).
Тем более, что в Киеве помнят непоследовательность заявлений венгерского руководства – на встрече в Ужгороде главы МИД Украины Павел Климкин и Венгрии Петер Сиярто договаривались об одном, но затем на последовавшем саммите НАТО Венгрия все равно заблокировала заседание НАТО-Украина. Конечно, украинская сторона вместе с руководством Альянса выкрутились из положения, проведя это заседание вместе с Грузией (вот где настоящее партнерство) - но осадок, как говорится, остался. Поэтому иллюзий ни у кого в Киеве относительно поведения венгерского руководства нет.
И все это происходит на фоне скандальных заявлений Виктора Орбана о том, что он не верит «в реалистичность стремлений украинцев присоединиться к ЕС или НАТО», а также что заблокирует Киеву европейскую и евроатлантическую интеграцию.
Зачем это Венгрии?
В связи с капиталовложениями в украинскую территорию возникает закономерный вопрос: а зачем венгерским властям в Будапеште так тратиться на украинский регион?
Первое, что приходит на ум – это выборы. Правящей партии Орбана поддержка венгерской диаспоры приносит популярность в глазах населения Закарпатья и патриотической части самой Венгрии, что выражается в 2-3 дополнительных мандатах для его политсилы от всех заграничных венгров.
Вторая, более важная причина – экономическая поддержка украинского региона нужна Будапешту, чтобы хоть как-то удержать этнических венгров на Закарпатье: закарпатцы с венгерскими паспортами массово мигрируют в Европу на учебу или работу. А ведь сокращение количества этнических венгров (и не только в Закарпатской области Украины, а и в других странах Европы) ставит под сомнение дальнейшее обоснование претензий Будапешта. Только за последний год руководство Венгрии несколько раз, на разных уровнях, подтвердило намерение бороться за сохранение венгерского влияния.
"Выживание венгров, проживающих за границей, зависит от того, смогут ли они достичь успеха, двигаясь в направлении достижения автономии", - заявил вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен.
Бывший посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень продолжая линию руководства заявил, что в автономии, мол, ничего плохого нет. «Мы считаем, что ничего плохого в автономии нет. В Европейском Союзе очень много практических примеров....», - сказал он. Правда, умолчал, что примеров таких много потому, что все такие страны являются членами Евросоюза. Украину же тот же Будапешт видеть в ЕС пока не хочет. И даже обещает всячески препятствовать этому.
А еще Кешкень напомнил, что в декабре 1991 года, когда проходило голосование о независимости Украины, одновременно прошло голосование об автономии Закарпатья и автономии Береговского района. «Большинство в стране поддержало независимость. Тогда же 78% жителей Закарпатья поддержали автономию для области, а 82% - для Береговского района»,- заявил посол.
Поэтому третья причина интереса Будапешта к украинскому Закарпатью – фантомные имперские боли кабинета Виктора Орбана, тоска по «великой Венгрии». По такой же схеме Орбан перессорился и с другими соседними странами, где компактно проживают венгры - в первую очередь Румынией и Словакией.
Загребать жар чужими руками
Сразу стоит подчеркнуть: аналогия с российской агрессией в Крыму и на Донбассе касательно Закарпатья неуместна - совсем другие условия и потенциал стран. Поэтому военная авантюра Венгрии к Украине ни сейчас, ни в ближайшем будущем едва ли возможна.
Во-первых, достаточно хотя бы посмотреть на карту, сравнив на размеры обеих стран.
Во-вторых, для вероятного нападения на Украину Орбану явно не хватит наступательных возможностей венгерской армии.
В-третьих, любую военную авантюру Будапешту не позволят начать международные партнеры Венгрии по НАТО, членом которой она является (хотя членством которой и злоупотребляет). А как умеют в Будапеште слушаться Вашингтон мы недавно наблюдали перед саммитом НАТО в Брюсселе.
Кроме того, реакция НАТО и ЕС на прямую агрессию против Украины будет крайне неприятна и убыточна для Будапешта, куда более уязвимого в этом плане, чем Москва.
Хотя и появления венгерских вооруженных формирований непосредственно у границы с Украиной полностью исключать тоже не стоит. Как минимум потому, что однажды Орбан уже зондировал возможности такого сценария, поручив своему минобороны проанализировать варианты действий силовых структур Венгрии для защиты венгерской диаспоры на украинской территории. Правда, получил неутешительный ответ от военных: у Венгрии не хватит для этого ни собственных военных ресурсов, ни международной поддержки, а последствия для официального Будапешта могут быть плачевными.
Единственное, что представляется возможным так это организация в Венгрии пунктов приёма беженцев из Украины, "пострадавших от антивенгерских акций центральных властей". Такой вариант отрабатывался Венгрией в момент активной фазы Революции Достоинства 2013-2014 гг.
Но предшествовать такому шагу должны серьезные структурные потрясения в Украине: отторжение Россией других украинских территорий или массовые акции протеста.
К слову, и в 2014 году некоторые венгерские политики не по-партнерски повели себя в отношении Украины, призывая этнических венгров-граждан Украины не защищать страну от российской агрессии в зоне АТО.
Но ни один из этих сценариев сейчас нереален – Украинское государство намного сильнее и устойчивее, чем в 2014 году. Поэтому единственная надежда Будапешта добиться автономии венгров Закарпатья в ходе внутриукраинских политических процессов. А именно - после превращения Украины из унитарного государства в федерацию/конфедерацию.
Союзником Венгрии в этом вопросе давно выступает Россия, которая давно (и небезуспешно) стремится таким образом расколоть Украину.
«…Мы понимаем, что, после того как мы вывели из внутриукраинского контекста Крым, вывести еще и Донецк с Луганском означает лишить союзников той части пророссийски настроенных россиян и украинцев, которые остаются на другой стороне Украины.
Мы в данном случае исходили из того, что Донецк и Луганск нужно вернуть в общее политическое поле с Украиной, но на достойных условиях. То есть без расправ, без сведения счетов, с особым статусом – как элемент федерации или конфедерации. И именно возвращение в этом статусе Донецка и Луганска станет катализатором цепной реакции федерализации Украины. А федеральная Украина – это то, на чем сердце должно успокоиться», – пояснил в сентябре 2018 депутат Госдумы Константин Затулин нынешнюю тактику Москвы в отношении Украины.
Таким образом, катализатором раскола страны по российскому сценарию должно стать получение особого статуса «ЛДНР» в составе Украины. А добившись "особого статуса" для своих «подшефных» на Донбассе, Кремль таким примером запустит «парад суверенитетов» в Украине - стимулируя и другие регионы требовать от Киева аналогичный статус. И Будапешт будет первым, кто потребует автономию для венгров Закарпатья.
Поэтому у Орбана очень рассчитывают, что у Москвы получится реализовать задуманное по отношению к Украине – ведь загребать жар чужими руками безопасней.
Невозможное возможно
Так ли уж невозможен этот сценарий? Отнюдь. Такое "окно возможностей" венграм и россиянам открывают выборы в Украине 2019 года – сначала президентские, а затем парламентские.
Уже сейчас в украинском политикуме появилось много желающих достичь с Россией «компромиса» либо «мира любой ценой». И если этот новый президент Украины (да еще при поддержке новой коалиции в парламенте) пойдут на договоренности с Кремлем о возврате Украине оккупированных ОРДЛО - при условии предоставления им отдельного статуса, то по сути это и станет запуском федерализации/конфедеризации Украины.
В идеале Орбан мечтает добиться автономии для венгров Закарпатья к 2020 году – когда будет отмечаться 100-летие Трианонского договора (1920 год), который воплощает распад Австро-Венгерской империи. Нынешний же премьер-министр Венгрии хочет войти в историю страны как «отец всех венгров» и «собиратель венгерских земель».
Что делать Украине?
При очевидном наличии внешнего вмешательства в дела Украины на Закарпатье (о чем шла речь выше), не стоит закрывать глаза и на недостаток внимания к региону со стороны Киева, что в свою очередь "подкармливает" сепаратистские настроения.
«Такая ситуация подогревает недовольство центральной властью и рост сепаратистских настроений среди населения - административные просчеты Киева фактически создали на Закарпатье угрозу национальной безопасности», - заявил мэр Львова, лидер партии «Самопомич» Андрей Садовый в своем письме президенту Украины.
Выход из этой ситуации только один: Киеву необходимо предпринять системные шаги, чтобы провести «украинизацию Закарпатья»: ликвидировать транспортный, языковой и прочий отрыв Закарпатья от "большой Украины".
Надо исходить из простой истины, что венгерское гражданство (как и любое другое) и материальную помощь Венгрии жители Закарпатья принимают не из-за ненависти к Украине или из-за неожиданной страсти к новой венгерской империи Орбана. Венграми становятся для элементарного удобства и бытового комфорта - с паспортом страны ЕС условия учебы намного лучше, а зарплата выше, чем у обычных "заробитчан".
Поэтому ситуация с выдачей паспортов не решится в ближайшем будущем. Для этого нужно или решение самого Будапешта (что крайне сомнительно, учитывая настрой кабинета Виктора Орбана), или отсутствие необходимости в получении европейского паспорта украинцами (а это возможно когда гражданство Украины будет котироваться точно так же как европейское - в случае полноправного членства в Евросоюзе).
А значит чтобы не потерять Закарпатье нужно сосредоточиться на других вещах.
В первую очередь каждое министерство и ведомство украинской власти — от минтранса и минобразования, от минобороны до спецслужб и полиции должны разработать и начать реализовывать свои предложения по усилению связей с регионами Украины.
В первую очередь это касается современной транспортной инфраструктуры, которая бы плотно включала отдаленную область в общую логистику всей страны. «После временной потери Крыма этот регион мог бы стать альтернативной здравницей Украины. Но жителям Харькова или Киева удобнее добраться до Хургады или Мальорки, чем к термалам Берегово или горнолыжным подъемникам Кострино», - говорится в упомянутом выше обращении Садового.
Так что отсутствие между Закарпатьем и Украиной нормального транспортного сообщения – одна из главных проблем.
Во-первых, регулярных авиарейсов в Ужгород до сих пор нет - из-за расположения аэропорта самолеты должны залетать в воздушное пространство Словакии, поэтому Киеву необходимо договориться с соседями.
Во-вторых, единственная международная автомагистраль М06, связывающая Украину с Закарпатьем и Юго-Восточной Европой, не выдерживает нагрузок и стоит преимущественно в пробках. А еще три дороги, ведущие через перевалы, в плачевном состоянии.
В-третьих, после открытия в этом году Бескидского тоннеля Закарпатье ожидало запуск поездов «Интерсити», которые частично ослабили бы логистическое напряжение в регионе. Но до сих пор этого не произошло и продолжительность поездки поездом из Ужгорода в Киев составляет более 12 часов.
Справедливости ради говорить, что ничего не делается, тоже нельзя.
"Укрзализныця" уже провела экспериментальную поездку скоростного поезда «Тарпан» из Львова в Ужгород. “Тестовая поездка проводилась с целью определения возможности курсирования нового поезда Киев-Львов-Мукачево-Ужгород, подтверждения динамических характеристик подвижного состава и определения максимальных скоростей движения", - отмечается в сообщении Укрзализныци.
Что касается аэропорта, то министр инфраструктуры Владимир Омельян обещает выполнить поручение президента и запустить полноценное авиасообщение с Закарпатьем до конца 2018 года. Последние юридические препятствия для этого практически ликвидированы: 10 июля во французском Страсбурге "Украэрорух" подписал с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) контракт на сертификацию в соответствии с нормами Европейского Союза. Эта сертификация даст право право" Украэроруху" быть провайдером аэронавигационных услуг в той части воздушного пространства Словакии, которое используется во время взлетов и посадок самолетов на аэродром Ужгорода.
"Вопрос восстановления полноценной работы аэропорта" Ужгород "является приоритетным", - утверждает министр.
Максимально быстро следует закрыть вопрос с вызвавшим такое отчаянное сопротивление Орбана «Законом об образовании». Этот документ должен вырвать молодых украинцев венгерского происхождения из «языкового гетто», когда их возможности учиться и работать в Украине сильно ограничены. А для этого нужно озаботиться и преподавательскими кадрами, учебниками и другими программами, материально стимулируя преподавание украинского языка.
К слову, предыдущий венгерский посол уже обошел почти все политические партии Верховной Рады с просьбой отменить невыгодный им закон, но получил отказ. Каким будет следующий состав Рады неизвестно, поэтому закончить реформу образования должны еще нынешние депутаты.
Нужны и стимулы изучать украинский язык: прибавки к зарплате для преподавателей, стажировки, обмены и тп. А также программы поддержки украинцев в Закарпатье.
Совсем не лишним будет и усиление силового присутствия Украины, особенно в местах компактного проживания венгров. Больших воинских частей может уже и не нужно, но вот несколько усиленных подразделений Национальной гвардии лишними не будут. Официальные лица в Будапеште должны четко понимать, что в случае искусственного стимулирования беспорядков отпор будет немедленным и решительным. А для местного населения развертывание воинских подразделений означает гарантию безопасности и появление новых рабочих мест.
В конечном итоге жители Закарпатья должны перестать чувствовать себя как в гетто — языковом, бытовом или транспортном. Тогда и у абсолютного большинства жителей региона авантюрная политика кабинета Орбана не найдет отклика.
К слову, подобные шаги применимы и к другим приграничным регионам Украины: Закарпатье не единственный регион с подобными проблемами. Спасает пока только то, что по соседству с ними руководство стран более адекватнее, чем венгерское. Надолго ли?