В России на основании засекреченного межведомственного приказа 2014 года уничтожаются архивные учетные карточки со сведениями о репрессированных в СССР.
Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на письмо директора Музея истории ГУЛАГа Романа Романова советнику президента РФ Михаилу Федотову.
"В случае если заключенный умирал или погибал в лагере, его личное дело отправлялось на бессрочное хранение. А если человек освобождался, то его дело уничтожалось, но составлялась архивная карточка, где указывались ФИО, год и место рождения, передвижение заключенного между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения", - рассказал в письме Романова.
Весной 2018 года один из партнеров музея, исследователь Сергей Прудовский пытался найти информацию о репрессированном крестьянине Федоре Чазове, чей брат Григорий выжил после расстрела, смог дойти в 1938 году до председателя всероссийского ЦИКа Михаила Калинина и опять был отправлен на расстрел. Федор Чазов был осужден на пять лет лагерей и выслан в Магаданскую область.
"Я запросил УМВД по Магаданской области. Они ответили, что личное дело заключенного было уничтожено еще в 1955 году согласно приказу тех лет. При этом выяснилось, что архивная учетная карточка тоже была уничтожена", - рассказал Прудковский.
В полиции заявили, что это сделано на основании межведомственного приказа под грифом "для служебного пользования" от 12 февраля 2014 года "Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ".
"Срок хранения карточек на осужденных — до достижения ими (осужденными) 80-летнего возраста. Срок хранения карточки на Чазова Федора истек в 1989 году, уничтожена карточка по акту от 11 сентября 2014 года", - заявил начальник информационного центра УМВД России по Магаданской области Михаил Серегин.
В учетных карточках репрессированных хранится уникальная информация - куда был отправлен приговоренный к лагерям, выжил ли, переводился ли из одного лагеря в другой.
Это не единственный пример уничтожения материалов. В 2014 году жительница Московской области Нина Трушина пыталась найти информацию о своем родственнике, осужденном в 1939 году, и получила ответ из УМВД по Магаданской области о том, что учетная карточка отложена на уничтожение на основании служебного приказа.