В Москве видимо уже осознали, что свалить так ненавистную им Ангелу Меркель на ближайших выборах у них не получится – груз вдруг возникших (и не без участия России) проблем для Германии наоборот укрепил иммиджевое положение действующего канцлера и ее рейтинг в немецком обществе только растет. Да и немецкая элита наконец-то «проснулась» и готовиться к будущим атакам на выборах. А это значит, что именно действующий канцлер в четвёртый раз возглавит немецкое правительство.
Но вряд ли атаки остановятся. Действия радикалов-марионеток, политических долгожителей, боевиков и хакеров – всего того, с чем в последние годы сталкивается Европа, будут направлены на то, чтобы в конечном итоге завести в большую немецкую политику (при чем, во всех федеральных землях) пророссийские силы, отдельных политиков и «путинферштееров». Они, как минимум, должны генерировать в политическом поле Германии необходимые Москве месседжы (создавая нужную информационную картинку). А как максимум, должны стать в будущем одной из серьезных политических сил, с которой считаются.
Неудавшийся блицкриг
Последние опросы общественного мнения, проведённые агентством «Forsa», показали, что за политическое объединение ХДС/ХСС, которое возглавляет действующий канцлер Германии Ангела Меркель, готовы проголосовать 40% избирателей. Иными словами, рейтинги консерваторов достигли уровня начала 2015 года - периода, когда в обществе начались дискуссии о миграционной проблеме.
Решившим разыграть миграционную карту россиянам практически удалось сорвать заслоны на юго-восточной границе ЕС, усугубить раскол внутри самого Союза, навязать европейскому обществу праворадикальные элементы – в общем, посеять нестабильность на всём европейском континенте.
Между тем, авторы комбинации не ожидали, что именно правительство Германии во главе с Ангелой Меркель сможет успешно сопротивляться. В частности, инициатива канцлера о введении квот на расселение беженцев по всем странам европейского блока без исключения была неожиданно эффективным решением.
Естественно, наибольшая миграционная нагрузка ложилась все равно на плечи страны-инициатора. Поэтому дестабилизировать ситуацию надо было непосредственно в самой Германии.
Однако и здесь случилась осечка. Население страны увидело, что правящая элита справляется с рисками: финансовыми и угрозами, связанные с безопасностью, и поэтому не стало выражать ей вотум недоверия.
Не исполнились надежды и на то, что миграционный кризис скажется негативно на немецкой экономике.
При всем этом в немецкой политической среде (как, впрочем, и в общеевропейской) начали активизироваться радикальные образования. Такие как «Альтернатива для Германии» (АдГ), PEGIDA и другие. Перед ними стояла единственная задача – обеспечить поражение нынешней политической элиты во главе с канцлером Ангелой Меркель.
Но у них это не получилось. Ведь праворадикальные течения, у которых отсутствует чёткая идеология, комфортно существуют лишь там, где возникает социальный – классовый конфликт. Когда же стране угрожает агрессия в виде террористических нападений, то популярность подобных политсил падает.
Ведь очевидно, что когда над страной витает опасность, радикалы могут предложить обществу лишь репрессивный механизм. Подтверждение тому, заявление члена АдГ Кристель Вайсиг после массовых протестов в Гамбурге во время саммита Большой двадцатки: «Погромщиков бы надо расстреливать на месте, почему мы не разрешаем это делать?».
Многие эксперты высказывают предположения о возможной причастности российских спецслужб к терактам не только в Германии, но и в других частях Европы, которые произошли в аккурат после входа Москвы в Сирию для поддержки своего союзника Башара Асада. Под лозунгом «совместной борьбы с терроризмом» Кремль после каждого такого теракта пытался «навязать» всем и всюду свою помощь в борьбе с ИГИЛ.
Впрочем, Ангела Меркель еще окончательно не победила, а Европа не освободилась от пророссийских радикалов. Наступает финальная стадия гибридного противостояния между Россией и Германией, где Кремль будет играть до конца и приложит максимум усилий для ослабления канцлера.
С чем же могут столкнуться немцы?
Насильники "понарошку"
17 июля в небольшом немецком городке Шорндорф на юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) произошли массовые беспорядки. Так, во время народных гуляний группа молодых людей (тысяча человек), в большинстве своём – студенты, будучи в подвыпившем состоянии, учинили погромы. Передвигались они по городу небольшими группами по 30-50 человек, некоторые были вооружены ножами и пугачами.
Позже в местную полицию начали обращаться женщины, заявившие, что подверглись сексуальным домогательствам со стороны хулиганов. Органам правопорядка удалось задержать нескольких мигрантов. Как сообщил газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» обер-бургомистр Шорндорфа Маттиас Клопфер, «…в пятницу и субботу были зафиксированы три случая сексуальных домогательств, ведётся следствие в отношении выходцев из Ирака и Афганистана».
Примечательно, тот же Клопфер в эфире телерадиокомпании «SWR» заявил, что среди погромщиков большинство составляли пьяные старшеклассники и выпускники школ, а мигранты присоединились к ним позднее.
А за неделю до беспорядков в Шорндорфе в двух городках Баден-Вюртемберга - Ройтлингене и Бёблингене, также были зарегистрированы случаи нападения на девушек со стороны молодых беженцев.
Из последних инцидентов - в Гамбурге мужчина с ножом напал на посетителей супермаркета. В результате убит один человек, еще несколько получили ранения. Оказалось, что он был известен полиции как радикальный исламист.
В общем, Германия снова заговорила об опасности, которая исходит от мигрантов – теме, которая ушла с главной повестки дня еще пару месяцев назад.
Всё это до боли напоминает инцидент, случившийся в канун наступления 2016 года в Кёльне. Тогда произошло массовое нападение на женщин. В социальных сетях начали публиковать информацию о якобы причастности мигрантов к этим нападениям. На протяжении нескольких дней федеральная немецкая пресса молчала, а вот российские медиа распространяли абсолютно лживую информацию «с места событий».
Яркий пример – российский телеканал «REN-TV», который молниеносно показал картинку абсолютно не имеющую никакого отношения к атакам в Кёльне: она была взята из архивных материалов 2011 года, где были запечатлены моменты египетской революции. Таким образом русским удалось создать видимость, что арабы действительно присутствовали на площади в Кёльне.
Понятно, что после такой весомой дозы пропаганды многим немцам было всё равно на увещевания представителей местной прокуратуры, которая лишь через несколько дней представила общественности отчёт, где указала, что среди нападавших практически не было мигрантов, а большинство заявлений касались краж, а не изнасилования.
И даже министр юстиции Германии Гайко Маас увидел в событиях сторонних дирижеров: «Если такая толпа собирается, чтобы совершить преступление, это выглядит как спланированные действия. Никто не может мне сказать, что это все не было скоординировано. Есть подозрение, что подбирали дату и ожидаемые толпы людей. Это добавляет еще одно измерение этой ситуации».
Инцидент в Кёльне должен был внушить недоверие к правоохранительным структурам Германии.
После этого последовало «дело девочки Лизы» - якобы изнасилованной мигрантами 13-летней девочки из семьи выходцев из России, проживающей в Берлине. Всё это в результате оказалось ложью и провокацией, однако подвигло доселе спящую часть электората включиться в политическую игру. Сначала люди выходили на улицу (например, в городах всё той же земли Баден-Вюртемберг), а затем пришли на выборы и проголосовали за АдГ, позволив этой политсиле войти в 10 из 16 ландтагов (земельных парламентов).
Таким образом, очевидно, что миграционная карта будет разыгрываться перед датой выборов в Германии еще не единожды (кейс провокаций в Кёльне, Берлине или даже в маленьком Шорндорфе оказался эффективным). Это позволит вернуть проблемную тему в топ информационной повестки Германии – чтобы активизировать избирателей, которые на общефедеральных выборах должны проголосовать или за радикалов из «АдГ», или любых других противников Ангелы Меркель.
Путинферштееры в Германии
«Альтернатива для Германии» - это главный политический проект для Кремля, который ещё может принести дивиденды. Ведь уже абсолютно понятно, что после выборов партия попадёт в Бундестаг (федеральный парламент). Неизвестно пока лишь количество мест, которые займут радикалы. Очевидно, что при таком сценарии правые настроения будет куда легче навязывать обществу, с высокой то трибуны.
Между тем, ещё в апреле стало известно о наметившемся расколе в «АдГ». Глава партии Фрауке Петри отказалась вести политсилу на выборы и выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера. Партийный список возглавил бывший сподвижник Меркель – Александр Гауланд. «Человек, понимающий Путина» (Putin-Versteher) — так о нём пишут немецкие СМИ.
Официальная причина раскола – Петри желает сотрудничать со всеми партиями в федеральном парламенте, а Гауланд выступил против этой инициативы. Однако всё это не имеет никакого значения.
Партия АдГ, как подозревают многие аналитики, финансируется из кармана российского олигарха Константина Малофеева – человека, который в 2014 году начинал проект «Новороссия» и поддерживал российских боевиков на Донбассе.
Для Малофеева Гауланд – более понятная фигура, нежели Петри. Именно Гауланд по приглашению Малофеева приезжал в Санкт-Петербург и знакомился с неофашистом Дугиным и некоторыми депутатами российской Госдумы. Тогда немецкий политик заявлял: «Мы хотели понять, в чем состоят российские интересы, чем они недовольны в политике Запада, как они думают и как мы можем улучшить отношения».
Однако борьба между Петри и Гауландом до сих пор продолжается, а рейтинги АдГ постепенно падают.
Но не только правые поддерживают тесные связи с Кремлём. Есть еще и партии левого толка – такие как «Die Linke». Эта политсила, входящая в федеральный парламент, требует роспуска НАТО и создания «коллективной системы безопасности с привлечением к ней России». Кроме того, левые активно выступают против осуждения аннексии Крымского полуострова.
Особенное отношение у «Die Linke» к террористам из «ЛДНР». Так, в 2015 году члены фракции Андрей Гунько и Вольфганг Герке посещали ОРДЛО.
А вот активист «Die Linke», 27-летний гражданин ФРГ Артур Лейер, вообще не скрывает своего сотрудничества с боевиками «ДНР». Этот человек организовал пропагандистский центр «ДНР», работающий на немецкую аудиторию. Кроме того, он направлял гуманитарную помощь террористам на Донбасс.
Боевики по соседству
Помогают Кремлю расшатать ситуацию в Германии не только политические силы, но и откровенно неонацистские организации, такие как «PEGIDA» («Европейцы-патриоты против исламизации Запада»). Члены этой структуры – самые что ни на есть исламофобы: они поджигают лагеря для беженцев, избивают и даже убивают мигрантов.
Ныне «PEGIDA» активно заявляет о необходимости сближения между Германией и Россией. Её главные друзья – «Ночные волки» - байкерский клуб, которому благоволит Владимир Путин. Зачастую на акциях «PEGIDA» можно даже увидеть российские флаги и футболки с портретом президента РФ.
Общаются между собой активисты этой структуры в социальной сети «ВКонтакте», распространяя там специально для русскоговорящего населения экстремистские заявления, подталкивающие тех выходить на улицы.
К слову, именно эта организация помогла организовать многотысячные марши при участии русских немцев в поддержку «изнасилованной девочки Лизы».
В то же время «PEGIDA» – это целая экстремистская сеть, ячейки которой разбросаны по всему миру. Сейчас у неё есть филии в Великобритании, Австрии, Дании, Нидерландах и т.д.
Однако, учитывая последние сообщения немецких правоохранителей, «PEGIDA» создавалась не только для телевизионной картинки.
В конце апреля на 11 объектах в Баварии прошли обыски, связанные с делом о возможном запрете ассоциации «Баварская спортивная стрелковая группа Мюнхена». Глава МВД Баварии Йоахим Херман считает стрелков «вооружённым крылом PEGIDA, которое может направить легальное оружие против представителей меньшинств и политических представителей государства».
Министр полагает, что между руководством ассоциации и верхушкой мюнхенского антиисламского движения «есть личные связи». И действительно, стрелки являются частыми гостями на демонстрациях «PEGIDA», они раздают экстремистские материалы участникам манифестаций.
К слову, во время обысков силовики обнаружили несколько единиц незарегистрированного оружия. С какой целью оно должно было использоваться – неизвестно.
Впрочем, «PEGIDA» - это не самая главная проблема. Как оказалось, в Германии уже давно существуют структуры, в которых тренируют самых что ни на есть настоящих боевиков. Платит за это, как указывает европейское издание «EUobserver», Кремль.
Согласно расследованию Дмитрия Хмельницкого, изучавшего российский шпионаж, на территории Германии расположено 63 системных клубов (около 315 новобранцев). Эти ячейки созданы для вербовки агентов. Контролируются они российской военной разведкой ГРУ.
«Согласно доктрине ГРУ, эти агенты могут быть использованы для нападения на такие объекты как военные базы или гражданские аэропорты, если война начнется с НАТО, но им также может быть приказано создать общий террор в тылу врага или атмосферу подозрения, неуверенность и страх в популяции вражеской страны в мирное время», - поясняет издание.
Сам Хмельницкий идёт ещё дальше и указывает, что российские агенты могут попытаться начать череду актов насилия на почве расизма. «Они могут быть использованы для дестабилизации ситуации, например, путем подстрекательства к насилию во время антиправительственных демонстраций или бросания «коктейлей Молотова» в мечеть или убежище для мигрантов», - говорит учёный.
Он подозревает, что боевики набирались, в том числе и из числа немецких силовиков.
Можно предположить, что вряд ли эти агенты внешне уж очень похожи на людей со славянской внешностью. Вероятно, в их числе немцы, а также представители арабских стран.
С таким потенциалом можно легко подстрекать любые провокации, такие как, например, акции в Кёльне или Шорндорфе. Вспомните, в обоих случаях полиция не могла найти виновных мигрантов.
Меркель и русские хакеры
Немецкие спецслужбы ожидают также активного российского вмешательства на предстоящих парламентских выборах – в первую очередь речь идёт о кибернетических атаках, по аналогии в выборами в США.
Как заявил президент Федеральной службы защиты конституции (немецкого разведывательного ведомства) Ханс-Георг Маасен, «…целью (кампании) может быть не усиление какой-либо политической силы или избрание определенного кандидата, но подрыв доверия к нашей демократической системе».
Известно, что на протяжении предыдущих трёх лет Кремль не раз проверял компьютерные системы Германии на стойкость.
Так, в начале 2015 года хакеры попытались вмешаться в систему Бундестага. Естественно, как оказалось, одна из более чем десятка взломанных учетных записей парламентариев принадлежала Ангеле Меркель. В то же время её основная рабочая учётная запись не была затронута.
В 2016 году хакеры попытались взломать серверы партии канцлера (Христианско-демократический союз) в балтийском регионе. Атаки удалось предотвратить. По мнению немецких властей, к этим инцидентам могли быть причастны хакеры из группы «Fancy Bear», которых обвиняли во взломе серверов национального комитета Демпартии США и получении секретных данных о Хиллари Клинтон.
Тогда глава Федерального ведомства по информационной безопасности Арне Шенбом утверждал: «Германия по-прежнему находится в опасности в киберпространстве, потому что у нас оцифровано много данных».
Уже в 2017 году незадолго до начала саммита Большой двадцатки Германия подверглась волне кибератак, направленных на парламент, законодателей, политические партии и исследовательские центры. Разведслужбы страны возложили вину за хакерские атаки на группу «APT 28», которая связана с Москвой.
В этой связи следует ожидать появление на Wikileaks или других площадках массированного вброса сфабрикованного компромата на канцлера и ее политсилу, разбавленного реальными документами, украденными хакерами.
Впрочем, судя по всему ХДС/ХСС и Меркель выиграет это противостояние. И даже сможет отказаться от создания коалиции с понимающими Путина СДПГ, чья доброжелательность в адрес Кремля уже изрядно утомила. В этом случае большой шанс, что Меркель получит дополнительный козырь в общении с немецким бизнесом, который выступает за отмену санкций с России, покончив таким образом с нерешительностью ЕС по санкциям к России: и Брюссель присоединится к большому пакету последних американских санкций.
А также Меркель сможет в полную силу заняться другими российскими "делишками" – Украиной и Сирией, с удвоенной силой. И в этой борьбе немецкий канцлер будет не одна, а вместе с лидерами уже объединённой Европы, которую так хотел расшатать и разрушить Кремль.