Анонсированная первая личная встреча президентов США и РФ Дональда Трампа и Владимира Путина на полях G20 состоится в первый день саммита 7 июля. По заверению российской стороны, она состоится не «на ногах», а будет полноценной, «сидячей встречей».
Однако учитывая сопутствующие обстоятельства, которые предшествуют встрече, будет она носить, скорее всего, формальный и ознакомительный характер, без принятия официального коммюнике или «ярких» заявлений (пресс-конференция по итогам встречи не предусмотрена).
При этом не следует исключать искреннее желание президента США и его администрации нормализовать, при определенных условиях, отношения между Вашингтоном и Москвой.
Ведь с одной стороны администрация Трампа понимает, что Россия достаточно важный игрок на политической арене – особенно с учетом «корейского» и «сирийского» контекстов.
К слову, Пхеньян уж очень вовремя провел накануне саммита очередные испытания, на что постоянный представитель США при ООН Никки Хейли в ходе заседания Совета Безопасности пригрозила возможностью применения США своих вооруженных сил, добавив при этом, что Вашингтон все же рассчитывает получит согласие России в ООН на более жесткие торгово-экономические ограничения к КНДР.
Но с другой стороны любое сближение с Россией и Путиным внутриамериканская аудитория воспримет негативно – «русский след» стал едва ли не главным инструментом борьбы оппонентов против Трампа и поэтому ему не очень хочется подливать масла в огонь, особенно с учетом расследований и обвинений в его адрес.
Кроме того, в американских СМИ Россия показывается исключительно в негативном разрезе – она вообще превратилась в «ядовитый актив», к которому даже прикасаться опасно. Поэтому в сложившейся атмосфере ожидать чего-либо от встречи невозможно в принципе, главное, чтобы хуже не было.
Ну и главное: у Трампа внутри страны большое множество нереализованных предвыборных обещаний, которые он не сможет выполнить без поддержки Конгресса, СМИ, национальной американской элиты и общества. Поэтому есть ли ему смысл открывать еще один фронт по вопросам улучшения отношений с Россией? Есть ли у него такая политическая необходимость?
«Ущерб для политической программы Трампа в случае поражения очевиден. Но вот какой приз способен получить президент США за свои усилия улучшить отношения с Москвой? Как этой увеличит (если увеличит) его внутренний политический капитал? Что улучшение отношений с Москвой принесет американской экономике, американской элите, американскому обществу? Очевидных ответов нет», - задается вопросом американский и российский политолог, президент «Center on Global Interests» (Вашингтон) Николай Злобин.
Способны ли"красные линии" осадить желания
Можно ли ожидать коррекции внешнеполитических устремлений США после встречи с президентом России? Теоретически существует вероятность того, что стратагема Вашингтона будет строиться на следующих постулатах: (1) ситуационное и всеобъемлющее сдерживание; (2) готовность к конфронтации, но на своих условиях; (3) выгодное для национальных интересов сотрудничество.
Но сейчас перед Белым домом стоит дилемма: как улучшить отношения с Москвой, но при этом не поссорится с европейскими союзниками, а также «просимулировать» решение украинского вопроса?
Решение этой задачи усложняется расширением санкционного списка Сенатом. Речь идет о поправке в законопроект, который изначально предполагал давление с помощью санкций на Иран. А теперь законодательным органом США принято поправку, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении России из-за вмешательства России в президентские выборы в США. И тем более, санкции расширены в сфере финансов и энергетики.
Мало того, закон предусматривает и выделение $250 млн на противодействие российскому деструктивному влиянию.
Интересным дополнительным элементом к этому можно считать и предложение конгрессмена Джозефа Кеннеди (от штата Массачусетс) о создании "Национального центра реагирования на угрозы со стороны России". Соответствующий законопроект опубликован на сайте конгрессмена.
По задумке, Центр будет отвечать за синхронизацию и анализ информации о России, поступающей от разведывательных служб, а также по дипломатическим каналам и от правоохранительных органов. Планируется, что в состав центра войдут представители ЦРУ, Госдепа, Минобороны, ФБР, Казначейства США и других ведомств, а сам центр проработает восемь лет. Согласно документу, центр будет финансироваться в рамках программ Нацразведки США и на его создание, по данным издания BostonHerald, конгрессмен запросил $20 млн.
При всем этом администрация президента США Дональда Трампа пытается как-то смягчить законопроект о новых санкциях против России и Ирана. В частности, одна из основных норм, которая имеет первостепенное значение для Трампа – это право на отмену или ослабление санкций. Согласно новому закону, такое право будет только у Конгресса, поэтому в администрации Трампа борются за то, чтобы убрать эту норму.
Республиканцы из нижней палаты парламента оказались в противоречивой ситуации: с одной стороны, традиционно у них антироссийская позиция. А с другой – они не хотят раздражать администрацию президента.
Корзины обещаний
Как бы там ни было, сам факт проведение личной встречи может свидетельствовать о том, что Трамп хочет получить максимум определенности с Москвой. Но при этом – сохранив главенство за собой.
Важно учитывать то обстоятельство, что встреча с Петром Порошенко была иммиджевой - при чем для обеих сторон. Если интерес Киева во встрече очевиден, то американской администрации она была нужна для того, чтобы показать: вопрос Украины не будет решаться без участия Киева. И таким образом снять негатив от запланированной встречи с Путиным (по принципу «каждой сестре – по серьге»).
К слову, эффект от визита украинского президента в США станет понятен именно после встречи Трампа с Путиным.
А вот встреча Трамп-Путин нужна как раз больше именно российской стороне: это дает надежду российскому президенту вернуться в клуб мировых лидеров, где в последнее время он чувствует себя уж особенно некомфортно. И поэтому такая задача – добиться встречи с американским президентом, на любых условиях, на любых площадках, хоть на короткое время и «на ногах», была поставлена на одном из совещаний в Кремле. Благо, российский пропагандистский аппарат всегда в полной готовности, чтобы раздуть из их даже незначительной встречи событие вселенского масштаба, с объяснением космических положительных последствий для России.
Но и Москва готовится к встрече с Трампом. И сразу по нескольким направлениям. Первое – будет осуществлена попытка «подкупить» его, соблазнив выгодными экономическими проектами (то, в чем Трамп действительно разбирается).
Например, уже сейчас стало известно о том, что Россия решила открыть американским инвесторам доступ к ряду крупных месторождений нефти. Как сообщает РБК со ссылкой на источники в правительстве и нефтяной отрасли, государственная «Роснефть» предложила купить доли в четырех проектах по добыче американскому нефтегазовому гиганту ExxonMobil. Компания, которую ранее возглавлял действующий глава Госдепа США Рекс Тиллерсон, может получить доступ в том числе к гигантскому Русскому месторождению на Ямале с запасами более 1,4 млрд тонн, которое сама «Роснефть» называет «уникальным».
И Exxon вместе с Chevron уже начали, по сведениям «The Wall Street Journal», лоббистскую работу с целью остановить принятие в конгрессе закона о новых антироссийских санкциях, который ужесточает ограничения на финансирование российских добывающих компаний и вводит дополнительные запреты на поставку в РФ технологий.
Правда, даже в России не верят, что американский бизнес не сможет переломить негативный тренд американо-российских отношений, так как им Россия просто неинтересна.
«Наша страна (Россия - ред) не является крупным игроком на этом поле, от налаживания отношений с ней или, напротив, провоцирования конфликта перемен на глобальной экономической арене не случится. Поэтому Китай и Европейский союз кратно важнее, на них и направлено основное внимание, равно как и на изменение подхода к торговле в целом», - говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума «Совета по внешней и оборонной политике» России Федор Лукьянов.
Второе направление подготовки к встрече – применение обычной для Москвы тактики «повышения ставок» для «принуждения к переговорам», когда перед важными мировыми встречами «случаются» катаклизмы: то террористы ИГИЛ взрывают бомбы или нападают на людей в разных уголках Европы, то существенно обостряется военная ситуация в зоне боевых действий (Сирии или Украине). Благо, инструментарий для реализации любого их этих сценариев у Кремля что в среде террористов, что на фронтах Сирии или в оккупированных районах Донбасса есть в наличии, а механизм его задействования – отработан.
И в таких вот условиях предложение Кремля о «совместной борьбе с мировым терроризмом» выглядит логичным и обоснованным. Правда, теперь многие политики на Западе все громче начинают говорить вслух о том, что это именно сам Кремль и является причиной разгула мирового терроризма.
Украинская "заноза"
Несмотря на публичные заявления американской стороны о том, что Белый дом рассматривает решение конфликта вокруг Украины в «нормандском формате» и на основе Минских договоренностей, к которым привязаны санкции, нельзя исключать, что настроение Трампа может и измениться. Например, чтобы реализовать свою внешнеполитическую инициативу по урегулированию американский президент может предложить модернизированный переговорный формат (при участии США) и коррекцию Минска-2.
При этом, не стоит исключать вероятности того, что Трамп (о чем он заявлял ранее) не попытается решить конфликт напрямую с Путиным, хоть и на своих условиях. Тем более, что в преддверии встречи президентов появилась информация (со ссылкой на неназванного сотрудника Госдепа) о том, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон подготовил «Дорожную карту по улучшению американско-российских отношений».
Если это не очередная «утка», то речь идет о неком Плане, который состоит из трех взаимосвязанных и важных блоков.
В первом блоке речь идет о том, что стороны воздерживаются от заведомо агрессивных действий против друг друга (поддержка оппозиции, поставки оружия и т.д.). Во всяком случае, в пределах наиболее важных вопросов международной повестки дня.
Второй блок касается неких взаимных уступок касательно ряда острых (критических) внешнеполитических проблем. В первую очередь речь идет о Корейском полуострове (торговля с КНДР, ядерная программа и т.д.) и Ближнем Востоке (борьба с ИГИЛ и др.). Среди прочего может быть предложено улучшение координации не только в Сирии.
Третий блок – среднесрочная и долгосрочная программа «стратегической стабильности», предусматривающая сотрудничество с Россией в решении «долгоиграющих» мировых проблем.
По информации источника издания, в этом документе напрямую речь не идет об «украинском» вопросе, однако именно тема Донбасса и Крыма может быть некой разменной монетой для реализации национальных интересов США.
Вероятней всего в чистом виде до этого не дойдет. Скорее всего, речь может идти о неком «гибридном» сценарии, когда в ответ на завуалированное признание де-факто Крыма российским, Москва полностью уйдет из Донбасса.
Правда, прагматику Тиллерсону в Госдепартаменте противостоят или кадровые генералы-службисты (например, шеф Пентагона Мэттис и помощник президента по национальной безопасности Макмастер), для которых Россия - источник военно-политической угрозы. Или республиканские консерваторы (как например вице-президент Майкл Пенс), которые продолжают рассматривать Россию в системе координат «холодной войны».
«Хочет или нет других отношений с Россией сам Дональд Трамп? Скорее да, он считает, что по некоторым вопросам Россия полезна, а Путин ему явно интересен. Но это, в общем, неважно, объективных оснований для перемен нет», - заключает Федор Лукьянов в своей статье «Встреча без перспектив» для правительственной «Российской газеты».