- Трамп, как победивший кандидат, имеет карт-бланш на формирование такого кабинета, который считает наиболее оптимальным, даже если отдельные его кадровые решения могут вызывать вопросы у некоторых сенаторов. Это право признается за Трампом в обоих политических лагерях. Во всяком случае на старте его президентских полномочий.
- Тиллерсон не является одиозной или нерукоподаваемой фигурой. Напротив, его профессиональные качества не ставятся под вопрос, а фактор так называемой дружбы с автократами – скорее свидетельство способности выгрызать нужные для бизнеса/страны решения, но никак не приязных отношений с кем-либо из руководителей других государств.
- Фактор его хороших отношений с российским истеблишментом не является достаточным для того, чтобы Тиллерсон не был утвержден в должности. Сделки, которые он проводил с российскими госкомпаниями, не имели ни коррупционной составляющей, ни каких-либо признаков сдачи национальных интересов США. Скорее наоборот.
- Даже такие жестко настроенные сенаторы-республиканцы как Линдси Грэм и Джон Маккейн нигде не брали на себя публичных обязательств блокировать назначение Тиллерсона. Высказанные предостережения имеют все шансы быть устраненными на этапе коммуникации соискателя кресла главы Госдепартамента с сенаторами (как республиканцами, так и демократами).
- Выбор Тиллерсона не противоречит позиции большей части истеблишмента Республиканской партии, как почему-то считают некоторые комментаторы. Информация о том, что продвижением кандидатуры Тиллерсона в кресло главы Госдепа занимались члены президентской команды Джорджа Буша-младшего Кондолиза Райс и Роберт Майкл Гейтс, лишь добавляет аргументов в пользу того простого факта, что Тиллерсон не является самоличным и спонтанным кадровым решением самого Трампа, а является выверенной ставкой, способной пройти процедуру утверждения Сенатом.
Избрав Тиллерсона своим Госсекретарем, Трамп подтвердил один из ключевых принципов своей кадровой (и не только кадровой) политики – фигуры, которые более всего обсуждаются в медиа и экспертной среде, очевидные фигуры, имеют менее всего шансов быть назначенными на вакантный пост в итоге. Все эти ложные тепловые цели (по аналогии с пиротехническими устройствами, использующихся в военной авиации) в лице Митта Ромни, сенаторов Коркера и Болтона, Рудольфа Джулиани, Даны Рорабакера и других – лишь отвлекающий маневр для реальных переговоров и реальных торгов.
- Появление фигуры Тиллерсона в середине декабря – через месяц после первых кадровых решений Трампа в качестве новоизбранного президента – как раз свидетельствует о том, что Рекс Тиллерсон не является чертом, выпрыгнувшим из табакерки, как сейчас трактуют его фигуру многие. Напротив, затяжка длиною в месяц с этим ключевым кадровым решением – это одно из главных доказательств того, что Тиллерсон является выверенной компромиссной фигурой, которую Трамп не назвал бы публично, если бы не было, как минимум, соблюдено статус-кво между командой Трампа и элитой Республиканской партии.
Составляющие этого статус-кво – отдельный и интересный разговор. Один из его пунктов – взлетевшие до небес шансы спикера нижней палаты Конгресса Пола Райана сохранить своё кресло в следующем составе Палаты представителей. Похоже, что Трамп, получив право решающего голоса в вопросе кандидатуры на один из ключевых с точки зрения внешней политики пост Госсекретаря, в итоге больших торгов уступает истеблишменту Республиканской партии один из ключевых постов с точки зрения внутренней политики – пост спикера Хауса. А это ещё одна важная интрига транзитного периода и первых месяцев президентских полномочий Трампа – совершит ли он попытку смещения с занимаемого поста Райана. Похоже, что позиция Пола Райана в результате назначения Тиллерсона стала гораздо более защищенной, чем это было еще несколько недель назад.
Автор не исключает того, что в приведенном выше анализе учтены далеко не все факторы как «за», так и «против» комфортного прохождения Рексом Тиллерсоном процедуры утверждения в Сенате США. Однако большинство аргументов сходятся к тому, что Тиллерсон – это уже Госсекретарь США, с которым миру (включая Украину) нужно полным ходом готовиться жить и работать.