ГлавнаяМир

В России налицо все признаки серьезной экономической рецессии. Интервью с экс-министром экономики РФ

О разборках внутри российской властной вертикали, влиянии западных санкций на экономику России, а также изменится ли (и как) состав будущей Госдумы в интервью LB.ua рассказал экс-министр экономики России, лидер партии "Гражданская инициатива" Андрей Нечаев.

Андрей Нечаев
Фото: www.coinside.ru
Андрей Нечаев

Андрей Алексеевич, какая «башня Кремля» сейчас в России главная – кто реально руководит страной?

Безусловно, тон задают силовики. Другое дело, что, похоже, у них уже начались разборки между собой. Вот последние события (задержание ФСБ главы таможни Бельянинова, следователей Следственного комитета – LB.ua) носят или откровенно пропагандистский характер, или это какие-то серьезные конфликты между разными группами силовиков.

С другой стороны, экономической положение России непростое и президент ищет для себя какой-то выход из положения, новую стратегию. На текущей ситуации уже более-менее поставили крест – в том смысле, что всем понятно, что нынешнее правительство к каким-то серьезным реформам не готово. Созданы уже две группы экономистов: группа экс-министра финансов Алексея Кудрина и группа под руководством помощника президента Андрея Белоусова, которым фактически параллельно поручено разрабатывать программу стратегических реформ. Правда, скорее уже под следующий срок президента. На данном этапе это полунаучные дискуссии о том, каким должен быть выход из экономического кризиса и вообще какие меры могут обеспечить экономической рост в России.

У силовиков же все пожестче - там аресты, обыски...

Штурмовики пролетают над Кремлем во время репетиции парада
Фото: EPA/UPG
Штурмовики пролетают над Кремлем во время репетиции парада

Вы написали в своем блоге, что «видимо в стране дела так плохи, что президент разрешил трогать своих». «Плохо» – это в смысле с экономикой?

С экономикой в первую очередь плохо, ухудшается уровень жизни, что становится все более зримым. Естественно, это создает определенную политическую напряженность. Поэтому либо Путину нужна некая демонстрация серьезной борьбы с коррупцией и совершенствование системы управления. Либо он действительно осознал (хочется на это надеяться), что модель экономического роста и модель управления страной, которую он в нулевые годы строил, на самом деле зашла в тупик. И ее надо кардинально менять.

Какая из этих версий более близка к истине, я думаю, мы узнаем через несколько месяцев.

Какие признаки ухудшения экономической ситуации в России - в чем она выражается?

Во-первых, уже несколько кварталов подряд идет спад основных макроэкономических показателей. Тут важно понять, что это кризис не конъюнктурный, не связанный с внешнеэкономическими факторами. И не кризис, связанный с санкциями, которые да, усугубляют ситуацию, но не более того. Это именно системный кризис, кризис той модели развития страны, которая была выбрана в середине 2000-х годов – ориентация на огосударствление экономики и на сырьевой экспорт. Ну и высокий уровень коррупции, безусловно.

Вот эта модель зашла в тупик. У нас уже с 2012 года идет устойчивое сначала замедление роста, а последние несколько кварталов – уже и падение основных макроэкономических показателей. И еще высокий уровень инфляции. Соответственно, что с политической, что с социальной точек зрения важно падение реальных доходов населения. Реальная заработная плата в прошлом году упала почти на 10%. Реальные доходы, поменьше – где-то на 4%. В этом году падение хотя и замедлилось, но оно продолжается. То есть налицо все признаки серьезной экономической рецессии.

Пункт обмена валют, Москва, 24 июня 2016 года
Фото: EPA/UPG
Пункт обмена валют, Москва, 24 июня 2016 года

Вы упомянули санкции ЕС и США. Насколько они болезненно ударили по экономике и насколько они являются эффективными?

Санкции же есть разные. Есть санкции индивидуальные, персонифицированные. Они неприятны и может быть наносят серьезный ущерб конкретным людям, но достаточно нейтральны с точки зрения экономики страны в целом.

Что касается, скажем потребительского рынка и вообще уровня жизни россиян, то здесь скорее по российскому населению нанесли удар так называемые контрсанкции, а не собственно санкции ЕС и других стран.

Где безусловно санкции себя проявили достаточно быстро и активно – это финансовый сектор. Для России практически закрылся западный рынок капитала. В результате расплачиваться по внешним долгам пришлось из текущих доходов от экспорта, снизившихся к тому же из-за падения цен на нефть, и резервов Центрального банка.

В этих условиях Центральный банк вынужден был уйти фактически с валютного рынка, отказаться от таргетирования курса, перейти к плавающему курсу рубля, что в какой-то момент вызвало очень серьезную девальвацию - где-то 150%. Сейчас рубль, правда, укрепилсяв последние буквально несколько недель. Но все равно, по сравнению с докризисным уровнем, эта девальвация примерно на 100% с соответствующими инфляционными последствиямии для уровня жизни населения.

Фото: reosh.ru

Что касается других санкций, то пока там каких-то серьезных последствий нет. Но они могут, правда, проявится через какое-то время – если санкции будут продлены. Я имею ввиду те санкции, которые касаются запрета на экспорт в Россию технологий геологоразведки, отдельных технологий нефтедобычи. Поскольку это ключевой для российской экономики сектор. Там некоторое время можно геологоразведкой не заниматься или обходится без современных технологий. Поэтому санкции пока глобально этот сектор не затронут, но если их продлят надолго, то там тоже могут возникнуть серьезные проблемы.

Насколько у России денег хватит в состоянии, когда действуют санкции – сколько времени Россия готова еще их вытерпеть?

Я специально же уже подчеркнул, что российская экономика переживает системный кризис. Это не кризис из-за санкций. С учетом сырьевой ориентации российской экономики гораздо болезненнее для нас почти троекратное падение цен на нефть. Значение санкций не надо преувеличивать. Я понимаю все политические аспекты, которые с санкциями связаны, и желание некоторых СМИ сказать, что Россия в экономическом смысле упала на колени из-за санкций – но это не так. Хотя, еще раз говорю, положение очень тяжелое.

Насколько хватит денег? Это смотря какие деньги иметь ввиду: если золотовалютные резервы, то они сейчас стабилизировались и даже несколько выросли в последнее время – что находит свое отражение в укреплении рубля.

Гораздо более серьезная проблема – но опять же, она внутрироссийская, это ситуация с бюджетом. Вот если здесь ничего кардинально не поменяется, не будет все таки активизирован экономический рост и за счет этого увеличены доходы бюджета…. А с другой стороны по-прежнему будет отсутствовать политическая воля к сокращению расходов, то российский бюджет конечно же ждет серьезное испытание. Потому что уже сейчас дефицит бюджета покрывается почти исключительно за счет Резервного фонда. Если дела пойдут и дальше таким темпом, то, по разным оценкам, фонд будет исчерпан примерно через год. Останется еще Фонд национального благосостояния – он вообще-то создавался для финансирования пенсий, в тяжелой ситуации. Но, видимо, и он «пойдет под нож».

В общем здесь есть очень серьезные проблемы. Но наиболее остро бюджетная проблема стоит не столько перед федеральным центром, сколько перед регионами. У нас два десятка регионов по факту – банкроты. Потому что на них переложили большие расходные полномочия, а адекватных доходов им не дали. Не дают и адекватных трансфертов из федерального бюджета.

Президент РФ Владимир Путин на заседании правительства, 22 июля 2016 года
Фото: EPA/UPG
Президент РФ Владимир Путин на заседании правительства, 22 июля 2016 года

Как так произошло?

После 2008 года, в начале предыдущего кризиса было временно отменено (но в России нет ничего более постоянного, чем временное) бюджетное правило, которое гласило, что доходы делятся между федеральным центром и региональными и местными бюджетами 50 на 50. Сейчас это выглядит таким образом: 65% доходов идет в федеральный бюджет, 25% - в бюджет регионов и только 10% - вбюджет местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление практически финансово обезвожено и, за редким исключением, недееспособно.

Добавлю также, что в рамках реформы местного самоуправления фактически отменили выборы мэров и прямые выборы депутатов советов городов с районным делением. В целом, это фактически курс на полное уничтожение местного самоуправления.

А при этом в рамках так называемых социальных майских указов президента на региональные бюджеты переложили значительную часть расходов, связанных с повышением зарплат врачей, учителей, научных работников и ряд других затрат. В результате регионы вынуждены были резать в первую очередь те немногие инновационные программы, которые у них были, программы жилищного и дорожного строительства, другие инвестиции. И в этом смысле ситуация еще более опасная в перспективе, чем по состоянию на сегодня, поскольку подрывается будущая финансовая база регионов.

А из каких фондов финансируется Крым?

Пpeмьep-миниcтp Poccии Дмитрий Медведев с рабочим визитом в Крыму
Фото: therussiantimes.com
Пpeмьep-миниcтp Poccии Дмитрий Медведев с рабочим визитом в Крыму

Крым финансируется из федерального бюджета. Никаких специальных фондов тут нет.

А Донбасс - были разговоры, что из бюджета сопредельной с Украиной российской области…

Как финансируется Донбасс, я, честно сказать, не знаю. Могу предположить, что вообще все финансируется из центрального бюджета, хотя может и по разным линиям: где-то по линии минобороны, где-то по другим ведомствам. Есть и гуманитарная помощь, в том числе и небюджетная.

Ростовская область несла одно время нагрузку, связанную с беженцами - когда их там было довольно много во время обострения боевых действий. Но сказать, вся помощь Донбассу финансируется из бюджета Ростовской области, это явно не соответствует действительности – финансирование идет из Москвы.

"ШАНСЫ ОППОЗИЦИИ НА ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ НЕВЕЛИКИ"

Вы сейчас баллотируетесь в Госдуму. Как будет выглядеть будущий парламент?

К большому сожалению, я не думаю, что Госдума кардинально поменяется.

Почему? Расскажите об особенностях нынешней предвыборной гонки

В России партия власти имеет скверную привычку менять в своих интересах избирательное законодательство перед каждым очередным этапом выборов.

Первомайский митинг сторонников партии Единая Россия в Перми
Фото: permkrai.er.ru
Первомайский митинг сторонников партии Единая Россия в Перми

Объясняется это тем, что популярность «Единой России» катастрофически падает из года в год: она снизилась еще после предыдущего кризиса, поэтомуна выборах 2011 года было допущено колоссальное количество фальсификаций и админресурс использовался на 110%. Понимая, что такая тенденция будет усиливаться, партия власти пошла на кардинальные изменения самой модели выборов.Теперь вернули так называемых одномандатников: сейчас половина Госдумы будет избрана по одномандатным округам– где-то идет та же самая «Единая Россия», но под другим флагом; где-то это формально самовыдвиженцы; где-то кандидатов официально выдвигает «Единая Россия», но формально эти люди не члены партии, а они из Объединенного Народного Фронта (ОНФ) или из других дружественных партии власти организаций.

Таким образом власть, с помощью псевдо независимых одномандатников, «Единая Россия» надеется с лихвой компенсировать то, что она потеряет за счет голосования по спискам.

Какие шансы у партий парламентской «оппозиции»?

По всем ключевым законам они голосуют солидарно с партией власти и поэтому это абсолютно карманная «оппозиция». На нынешних выборах имеют место и откровенные сговоры как раз по одномандатным округам. Таких округов по России 30-40: где что-то «Справедливой России» отдано, что-то ЛДПР, что-то даже коммунистам - хотя они и стесняются в этом признаться.

Я не знаю насколько в этот раз партия власти будет готова к таким тотальным фальсификациям и использованию грязных предвыборных технологий, как это было в 2011 году - что в итоге привело людей на Болотную площадь. К слову, из-за этого потом и пришлось либерализовать законодательство касающееся и политических партий и выборов и т.д. Но сейчас это уже фактически отыграно обратно. И уже сейчас налицо использование админресурса, использования доступа к СМИ, использование других методов, которые фактически делают выборы неравными.

Например, мне не дают использовать так называемые защищенные инфостенды, которые есть на каждом доме - они под стеклом, закрываются на замочек и информацию не срывают ни конкуренты, ни дворники. А это существенно позволяет экономить на кампании, ведь не надо каждый день вешать новую листовку. Вот кому-то дают ими пользоваться, а мне – не дают. Хотя это частный пример, но характерный.

А что же демократическая оппозиция?

Григорий Явлинский
Фото: topwar.ru
Григорий Явлинский

Вторая характерная черта российских выборов –демократическая оппозиция в очередной раз не смогла договориться. Поэтому оппозиция идет, как уже часто бывало, несколькими колоннами. Причем - что совсем абсурдно, – в одномандатных округах. Вот по моему округу идут представители и «ПАРНАС», и «Яблоко». Это абсолютный абсурд. Я три месяца вел переговоры с Григорием Явлинским, но он так и не решился на союз между моей партией «Гражданская инициатива» и «Яблоком». Обида и ревность в отношении 90-х оказались сильнее здравого смысла. Ну, Бог ему судья.

Явлинский отказался от создания действительно широкой демократической коалиции на базе «Яблока» и ограничился фактически просто тем, что взял нескольких кандидатов в федеральный список партии и на одномандатные округа. Думаю, что при созданной им конструкции шансы его партии невелики. Как и шансы оппозиции в целом. Возможно, в отдельных округах властям все-таки придется пропустить оппозиционных кандидатов, если их преимущество будет достаточно очевидным. Но в целом, думаю, что ситуация будет такая же.

Единственная интрига, и то очень формальная - пройдет ли вообще «Справедливая Россия». Сейчас она балансирует на грани 5% барьера. А «Единая Россия» явно получит меньше по спискам, но «добьет» нужную фракцию, как я уже говорил, через псевдо-независимых кандидатов-одномандатников. 

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram