В декабре около 20% граждан России называют массовые акции протеста с экономическими требованиями возможными, 13% готовы принять в них участие.
Об этом свидетельствуют данные опросов по протестной активности, проведенных в декабре "Левада-Центром".
21% россиян считают, вполне возможными акции протеста против падения уровня жизни. 13% опрошенных готовы принять в них участие, а 78% - нет. По мнению 72% респондентов, митинги по экономическим причинам маловероятны.
При этом, политические акции протеста считают вероятными 17% россиян, а пойти на политические митинги готовы 10% жителей России. Маловероятным протест с политическими требованиями считают 75% россиян.
Заместитель директора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин напомнил, что в России после событий в Киеве в начале 2014 года "установился мораторий на протестные акции". "На фоне конфронтации с Западом россияне считают, что нужно всем сплотиться перед лицом внешнего врага и не время устраивать внутренние разборки и предъявлять требования власти", - считает Гражданкин.
По его мнению, рост протестной активности у россиян вызывают радикальные действия государственной власти, такие как монетизация льгот в декабре 2004 года. "Бездеятельность власти или постепенно нарастающие последствия действий власти не переживаются остро, поэтому не вызывают роста протестной активности", - говорит Гражданкин. При этом он отметил, что подобный всплеск может спровоцировать возможная реформа по повышению пенсионного возраста.
При этом, в общей сложности 72% москвичей поддерживают протесты дальнобойщиков (из числа тех, кто слышал о протестах - это 78% от общего числа респондентов). Гражданкин говорит, что введение системы "Платон" - подходящая для роста протестной активности "резкая" реформа, которую россияне не одобряют. "Но люди не готовы идти на улицы, потому что считают, что сейчас - не время", - говорит Гражданкин.
46% поддерживающих протест москвичей "возмущают новые и новые поборы, введение платы за то, что раньше предоставлялось бесплатно". 39% респондентов говорят, что их "возмущает, что сбор платы за проезд по федеральным трассам передан в руки частной компании", а еще 39% считают недопустимым введение платы за проезд фур по федеральным трассам потому, что это приведет к росту цен.
Также по данным отдельного опроса "Левада-Центра" о "Платоне", только 6% респондентов ответили, что благодаря этой системе будет улучшено содержание и ремонт дорог. 36% опрошенных считают, что работа системы на качестве дорог никак не скажется, а цены в магазинах из-за работы "Платона" будут постоянно расти. 26% россиян считают, что весь доход от системы пойдет владельцам дорожных компаний. Еще 14% ответили, что от работы "Платона" "будут положительные сдвиги, но из-за коррупции эффект будет слабым".
Опрос проводился "Левада-Центром" 18-21 декабря в 137 населенных пунктах в 48 регионах России. Было опрошено около 1600 человек старше 18 лет.
Напомним, система оплаты за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, получившая название "Платон", введена в России 15 ноября. Тариф за проезд составляет 1,53 рубля за километр, с 1 марта 2016 года он увеличится до 3,06 рубля. Плата взимается как с российского, так и с иностранного транспорта. Собранные с грузовиков средства направляются в Федеральный дорожный фонд. За первый год работы планируется собрать около 40 млрд рублей.
Введение системы "Платон" спровоцировало массовые протесты дальнобойщиков.