Российский премьер Дмитрий Медведев в августе 2008 года до последнего надеялся, что Грузия прекратит эскалацию конфликта.
Об этом он заявил в интервью телеканалу Russia Today, передает РИА Новости.
"Мне, конечно, запомнилось то, как всё начиналось, как это происходило, драматизм этой ситуации, не скрою, и, конечно, необходимость принять самое непростое в моей жизни решение. Оно действительно было самым непростым в моей жизни — и в жизни обычного человека, и в биографии молодого тогда президента, который провёл на своём посту меньше 90 дней. Но так распорядилась история", — сказал Медведев.
Он добавил, что все решения были приняты, а все цели, которые он тогда перед собой ставил — достигнуты, и Россия с честью вышла из этого испытания.
Эта большая провокация была спланирована вашим главнокомандующим и вами. Об этом сказано и в заявлении Тальявини (Хайди Тальявини руководитель международной следственной комиссии по установлению фактов военных действий в августе 2008 года - ред.). Признают это американцы и все европейцы. Эти процессы могли не случиться, если бы у нас было нормальное руководство.
— премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили
Как рассказал Медведев, вся информация о том, что рядом с Южной Осетией происходит "какая-то концентрация и провокации какие-то осуществляются", поступала к нему в течение нескольких дней, предшествовавших нападению со стороны Грузии.
"Но с учётом того, что конфликту уже было много лет и наш миротворческий контингент там давно стоял, в общем это можно было оценивать очень по-разному. Хотя, конечно, это нас уже тогда насторожило, и определённые указания были даны", — сообщил премьер.
Вместе с тем, признался Медведев, он всё-таки надеялся, что "грузинскому руководству и лично Саакашвили достанет ума не создавать таких проблем, которые они создали".
"Что же касается самой ночи, то действительно там были и обстрелы, и возникло уже очевидное обострение ситуации. И всё-таки, что называется, до самого последнего момента я надеялся, что они остановятся", — пояснил глава кабмина.
Медведев вспоминает, что где-то в районе часа ночи, когда он переговорил с министром обороны, начальником Генштаба, министром иностранных дел, стало ясно, что это не серия краткосрочных провокаций, а реальная агрессия, направленная на то, чтобы силой сменить власть в Южной Осетии.
"И после этого доклада — я тоже уже неоднократно об этом говорил — мне пришлось принять это самое трудное решение, когда я вынужден был дать прямое указание начинать военные действия и открыть огонь по силам грузинских войск", — сказал премьер.
Напомним, Россия напала на Грузию 8 августа 2008 года. Во время военной агрессии между российскими и грузинскими войсками была полностью разрушена столица Южной Осетии Цхинвал. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а 26 августа признала независимость Южной Осетии и Абхазии.