Гвинея-Бисау является основным перевалочным пунктом в контрабанде кокаина из Латинской Америки в Европу, из-за чего в этой западноафриканской стране резко увеличивается уровень насилия и политическая нестабильность, утверждается в журналистском расследовании немецкого журнала Der Spiegel.
Как пишет немецкое издание, судебная полиция страны, которая занимается операциями по конфискации наркотиков, не может сотрудничать с военными, которые и сами ведут борьбу за влияние на рынке наркоторговли. Так, по словам главы судебной полиции Жоао Бьяге, после военного переворота в апреле 2012 года объем контрабанды возрос. Он также утверждает, что в случае успешной операции по конфискации груза наркотиков ему угрожает увольнение. Таким образом, отмечает Бьяге, поимка таких незаконных отправлений (как правило, весом от 600 до 1200 кг) не входит в должностные инструкции генерального директора судебной полиции Гвинеи-Бисау и, кроме того, не спонсируется властями.
По данным Der Spiegel, предшественница Бьяге оставила эту должность, поскольку больше не могла выдержать постоянные угрозы. В 2008 году, после успешно проведенной операции, в ходе которой было перехвачено 600 кг кокаина, еще один предшественник Бьяге был немедленно уволен.
Для трансатлантической контрабанды кокаина латиноамериканским наркобаронам необходимы страны с идеальным географическим положением, "золушки", не привлекающие международное внимание, и отличающиеся высоким уровнем коррумпированности. Кандидатура Гвинеи-Бисау если не идеальна, то близка к таковой, пишет немецкое издание.
Гвинея-Бисау находится на равноудаленном расстоянии от восточной части Бразилии и юга Испании - приблизительно 3 тыс. км. Это приемлемое расстояние для частных среднемагистральных реактивных самолетов, в том числе и загруженных. Границы страны легко проницаемы, аэродромы неприметны, а гражданское правительство практически бессильно. Соглашения об экстрадиции практически отсутствуют. Мир не особо интересуется маленькой африканской страной, снабжающей внешние рынки орехами кешью и древесиной. Предполагаемый годичный оборот в 40 тонн кокаина просто не всплывает в статистике внешней торговли, пишет Der Spiegel.
Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (UNODC) расценивает Гвинею-Бисау как единственное в мире наркогосударство: "В Афганистане и Колумбии в руках наркобаронов находятся отдельные провинции. Здесь - вся страна", говорит высокопоставленный чиновник в штаб-квартире Управления ООН в Вене. Если в Колумбии торговцы наркотиками пользуются хаосом в стране, то Гвинея-Бисау, наоборот, предоставляет им безопасные условия работы как бонус, отмечают в UNODC.
Для наркостраны Гвинея-Бисау не только достаточно мирная, но временами просто сонная. Ежедневная торговля белым порошком практически всегда обходится без насилия. Но с политической жизнью страны - ситуация прямо противоположна, пишет немецкий журнал.
Демократически избранный президент страны Жуан Бернарду Виейра был зарублен военными в ходе переворота в 2009 году. В 2010 году была свернута ранее согласованная программа сотрудничества с ЕС, которая предполагала оказание помощи Гвинее-Бесау в улучшении управления госбезопасностью. Аналитики считают, что, возможно, причиной отмены стало то, что контр-адмирал, назначенный руководить флотом, значился в списке Управления по борьбе с наркотиками США (DEA) одновременно и как центральная фигура в торговле кокаином в Западной Африке, и как начальник штаба военно-воздушных сил. Убийству Виейры предшествовал подрыв тогдашнего главы вооруженных сил Гвинеи-Бисау. Через три месяца был застрелен солдатами кандидат в президенты Бакиру Дабо. То же самое произошло с бывшим министром обороны. Предположительно, убийства были связаны с борьбой за влияние на процветающем рынке наркоторговли, который теперь определяет политическую жизнь страны.
Генерал Антониу Инджаи (Инжай) контролирует Гвинею-Бисау со времени переворота 2009 года. В ходе очередного переворота в апреле 2012 года он арестовал временно и.о. президента Раумунду Перейру и премьер-министра Карлуша Гомиша-Жуниора. Предположительно, именно генерал контролирует наркоторговлю в стране. Сейчас единственной реальной властью в Гвинее-Бисау являются военные, резюмируют журналисты Der Spiegel.