Провозглашение победителем президентских выборов в Кении Ухуру Кениатты поставило западных дипломатов в неловкое положение: с народным избранником, обвиняемым Международным уголовным судом в преступлениях против человечества, благоразумнее выдержать некоторую дистанцию и, вместе с тем, сохранить столь ценное сотрудничество в сфере безопасности, а также экономические связи, передает 11 марта агентство Рейтер.
Кения с ее 40-миллионным населением является крупнейшей экономикой и ключевым региональным центром восточной Африки. Страна не только богата собственными ресурсами, но и ее порты являются важными экспортными узлами. Запад заинтересован в том, чтобы во время правления Кениатты уверенное положение западных фирм, закрепившихся на кенийском рынке, не пошатнулось. Кроме того, ранее Кения помогала Западу в борьбе с вооруженными исламистами в Сомали. США, Британия и ЕС являются крупнейшими финансовыми донорами Кении. Один только Вашингтон с ежегодной помощью в $900 млн значительную часть средств направляет на помощь жертвам СПИДа, а другую часть - на сотрудничество в сфере безопасности.
Как отмечает Рейтер, существует риск того, что дипломатическая неуклюжесть, проявленная некоторыми западными политиками по отношению к Кениатте, может подтолкнуть исторически прозападную Кению к более тесному сотрудничеству с Китаем и Индией, стремящимися закрепиться на африканском континенте.
В эти выходные Кениатта был провозглашен президентом после первого тура выборов, несмотря на то, что его соперник Райла Одинга подверг сомнению результаты подсчета голосов.
"Это в высшей степени проблематично для Запада, отчасти потому что некоторые западные высокопоставленные чиновники решили принять участие в избирательной кампании в Кении и весьма явно донесли свое мнение, что кенийцам не следует голосовать за Кениатту, - говорит редактор издания Africa Confidential Патрик Смит. - Это вызвало... противоположный эффект".
За свое избрание на президентский пост, который после обретения Кенией независимости в 1963 году когда-то занимал и его отец, Кениатта может быть благодарным тем кенийцам, которых возмутило то, что они расценили как вмешательство Вашингтона, Лондона и других западных государств в кенийскую избирательную кампанию, с их предупреждениями о последствиях для Найроби в случае победы Кениатты.
Аналитики отмечают, что будничная западная дипломатия в наше время частично может формироваться под давлением интересов компаний, занятых добычей энергетических ресурсов и других иностранных предприятий, намеренных не упустить возможности в регионе, который, вполне вероятно, находится на пороге нефтегазового бума.
Сотрудничество Кении и Запада зависит от того, будут ли Кениатта и избранный вместе с ним вице-президентом Уильям Руто, против которого также выдвинуты обвинения, взаимодействовать с Международным уголовным судом в Гааге для того, чтобы очистить свою репутацию от выдвинутых обвинений. Процесс по делу Кениатты должен начаться в июле. Сколько времени он должен будет провести в судебном зале и может ли не присутствовать на заседаниях, на данный момент не ясно, отмечает Рейтер.
Во время проведения избирательной кампании Одинга однажды съязвил, что Кениатте в случае избрания придется управлять Кенией по Skype, из Нидерландов.
В своей речи, посвященной победе на выборах, Кениатта пообещал сотрудничать с "международными организациями", при єтом подчеркнув, что мир также должен уважать демократическое волеизъявление Кении.
По словам аналитиков, пока что дипломатическая осторожность сквозит в том, как США и другие западные государства поздравили кенийцев с проведением выборов, однако избежали упоминания имени Кениатты, используя формулировки достаточно похожие для того, чтобы предположить скоординированные действия.
Один западный дипломат на условиях анонимности высказал Рейтер свое предположение, что выдвинутые гаагским судом обвинения не станут головной болью для нового президента Кении в случае, если он будет сотрудничать с судом.
Юристы Кениатты и независимые наблюдатели говорят, что обвинение "сшито по частям". Ссылаясь на то, что главный свидетель обвинения не заслуживает доверия, его защита уже обратилась в суд с тем, чтобы дело вернули на предварительное рассмотрение, а также призвала отклонить иск до начала судебного процесса, намеченного на июль.