Число женщин, получивших водительские права, в США впервые превысило число мужчин. Эксперты ожидают, что изменение долгосрочного тренда будет иметь серьезные экономические последствия и положительно отразится на безопасности дорожного движения.
По данным Института исследований транспорта Мичиганского университета, доля подростков и молодежи обоих полов, имеющих водительское удостоверение, резко снизилась в период с 1995 по 2010 годы, при этом среди мужчин сокращение было более выраженным.
Так, за 15 лет число мужчин-водителей в возрасте от 25 до 29 лет снизилось на 10,6%, женщин — на 4,7%. Если новая тенденция сохранится, разрыв в ближайшие годы увеличится еще больше.
Число мужчин за рулем в США превышало число женщин с момента выпуска первого автомобиля Ford Model T в 1908 году. В 1950-е годы меньше половины совершеннолетних женщин имели водительские права. К 1995 году разрыв несколько сократился — 89,2 млн мужчин и 87,4 млн женщин, при этом в возрастной группе старше 70 лет женщин-водителей было больше. В 2010 году автомобили водили 105,7 млн женщин и 104,3 млн мужчин.
«Изменение показателей полового распределения окажет существенное влияние на объем и характер спрос на автомобили, потребление топлива и безопасность на дорогах», — считает один из авторов исследования Майкл Сайвек, специализирующийся на экспериментальной психологии.
По его словам, женщины предпочитают более компактные, безопасные и экономичные автомобили, чем мужчины. Они склонны меньше времени проводить за рулем, а число аварий в расчете на километраж у женщин ниже, чем у мужчин, показали результаты исследования.
Сайвек считает, что снижение популярности вождения среди молодежи, особенно среди мужской ее части, можно частично объяснить ростом использования интернета. Предыдущее исследование ATRI, вышедшее ранее в этом году, показало, что в странах с более высокой долей проникновения интернета число выданных водительских прав ниже в возрастных группах от 15 до 19 и от 20 до 29 лет.
Коллеги Сайвека полагают, что распространение телекоммуникаций и новые технологии снижают привлекательность самостоятельного вождения — читать СМС, смотреть видео, или работать на ноутбуке намного удобнее и безопаснее в автобусе, чем в личном автомобиле.
«Мы отходим от модели общества, в которой автомобиль был фетишем. Сегодняшняя молодежь выросла на задних сиденьях автомобилей, застрявших в пробках, которые их родители ругали, не переставая. Никакой романтики!» — заявила аналитик тенденций транспортного сектора Нэнси Макгакин.
По ее мнению, техническая сложность современных автомобилей, затрудняющая индивидуальный тюнинг, также останавливает молодежь.
Макгакин также обращает внимание на экономические причины: высокий уровень безработицы в сегменте от 16 до 24 лет, значительная стоимость страховки.