Закон был принят Госдумой 1 ноября и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.
Договор был подписан по итогам переговоров глав правительств РФ и Финляндии Владимира Путина и Матти Ванханена в финском городе Лаппеенранта 27 мая 2010 года. Россия продлила Финляндии аренду Сайменского канала на 50 лет за 1,2 миллиона евро в год постоянной арендной платы плюс 0,18 евро на каждую единицу валовой вместимости судов переменной арендной платы.
Канал дает возможность проводить суда из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского побережья, во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы, а также России и перевозить внешнеторговые грузы наиболее экономичным водным видом транспорта.
Ежегодно через канал проходит свыше 2,5 миллионов тонн грузов, почти 3 тысячи судов, из них почти половина - под российским флагом.
Договор о Сайменском канале, который соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии (озеро Сайма и другие озера Сайменского бассейна) с Финским заливом, заменяет заканчивающий 1 января 2013 года свое действие аналогичный документ от 1962 года - об аренде Финляндией советской части канала.
Общая протяженность канала составляет 57,3 километра с морским фарватером, из них 23,3 километра - на территории Финляндии, 19,6 километра - на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 километра - на территории России. Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов. Максимальная проектная пропускная способность канала составляет 11,5 тысячи судов в оба направления, грузооборот - 4,6 миллиона тонн за навигационный период.
Финляндия уже ратифицировала договор.