ГлавнаяМир

ЕС хочет стабильности. И от Украины тоже

«Украина не интересует Европу», «Европейцы не собираются бороться за демократию в Украине, России….» (и далее по списку), «Их нужен только транзит газа»...

ЕС хочет стабильности. И от Украины тоже

Сетования профессиональных отечественных евроатлантистов вполне можно понять. На их глазах рушится миф – миф, возможно, всей их жизни. Появление (правда, впоследствии неподтвержденной) информации о каком-то апокрифическом письме глав МИДов Польши и Швеции Сикорского и Бильдта, о, дескать, невозможности расширения ЕС на Восток в течение ближайших десяти лет стало одной из капель в длинной веренице разочарований.

Впрочем, даже если бы письмо оказалось подлинным – оно вряд ли способно было кого-либо удивить, кроме разве что наиболее рьяных отечественных «евроинтеграторов».

Почему же все более тускнеет образ добрых и всемогущих демократов-европейцев, которые могут приехать, поддержать «правильных» и наказать «неправильных»? Изменилась ли Украина? Возможно. После политических баталий последних лет у посторонних наблюдателей вряд ли могло возникнуть желание разбираться в наших делах. Но намного более важно обратить внимание на саму Европу. В последнее время там происходят события, казавшиеся невозможными еще несколько лет назад.

Впервые страна, входящая в ЕС уже более 20 лет, и являющаяся полноправным членом зоны евро – Греция – оказалась на грани дефолта, а другие страны (Испания, Португалия, Италия) испытывают серьезный кризис бюджетных дефицитов других. Это выявило новую линию раскола в Евросоюзе – к ставшему уже традиционным разделению на «Старую» и «Новую» Европу присоединятся еще и раскол между относительно благополучным Севером и проблемным Югом, идеи о «развале зоны евро», создании некоего «Берлинского клуба» для внешнего управления странами-«двоечниками», или пересмотре с таким трудом принятого Лиссабонского соглашения пока остаются только предположениями.

Но сам факт появления таких дискуссий – уже говорит о многом. Европейцы стают все менее солидарными относительно стран-союзников по ЕС – от немецких налогоплательщиков, не желающих поддерживать помощь Греции, до словацкого правительства. Стоит ли удивляться, что в таких условиях гипотетическое принятие в ЕС такого крупного государства, как Украина, или даже любое слишком активное вмешательство в его дела – будет восприниматься европейскими избирателями и элитами, мягко говоря, скептически?

Все фото: ЕРА/UPG

Как показал недавний опыт, даже выход на уровень развития экономики, скажем, наших западных соседей или той же Греции (где размер ВВП на душу населения почти в 5 раз выше, чем в Украине) не может быть гарантией отсутствия неприятностей. А спасение очередной проблемной страны с наступлением очередного кризиса вряд ли будет радужной перспективой. Даже для наиболее «проукраинских» государств Евросоюза.

Экономический кризис в ЕС вывел на первый план совсем другие проблемы, решение которых раньше можно было отстрочить путем новых долгов: старение населения Европы, невозможность динамического развития экономики, и безработица, и слишком высокая цена социального государства. В период проблем с чрезмерным дефицитом бюджета практически во всех странах Евросоюза – общественное мнение стран Евросоюза приучают экономить. И делают это настолько успешно, что ни в одной стране ЕС, где за последние полгода состоялись выборы (Венгрия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Латвия) партии социал-демократического толка не смогли победить. На непопулярные социальные шаги идет сегодня правительства практически всех стран ЕС.

Разумеется, не обходится без протестов (например, массовые забастовки во Франции), но даже в таких условиях непопулярные решения принимаются и воплощаются в жизнь. В этих условиях и гражданам стран Евросоюза, и их политикам очень тяжело верить в особую миссию ЕС и в возможности для его дальнейшего расширения и развития. К проблемам в экономике добавляются и национально-политические вопросы, что ведет к вполне объяснимому во времена экономических потрясений росту ксенофобских и радикальных настроений.

На последних выборах в Нидерландах успеха добилась Партия Свободы Герта Вилдерса, которая выступает против экспансии ислама в Европе. В Венгрии - ультраправый «Йоббик». В Швеции в парламент впервые за многие годы прошла антииммигрантская партия – Шведские демократы.

Вышедшая в свет книга в Германии книга Тило Саррацина «Германия: самоликвидация» приобрела необычайную популярность. Она даже в какой-то степени изменила повестку дня немецкой политики - крах политики мультикультурализма признали далеко не маргиналы, а премьер-министр земли Бавария и даже Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Межнациональные проблемы возникли и во Франции: действия французского правительства по удалению из этой граждан других государств ЕС ромской национальности вызвали настоящую бурю критики из Брюсселя, которая, впрочем, ни к чему не привела. Таким образом, в данный момент многие страны Евросоюза переживают не только экономическую депрессию, но и кризис ценностей, являющиеся долгие годы базовыми: солидарности, социального государства, мультикультурализма и толерантости.

Разумеется, при этом страны ЕС остаются мощными экономическими игроками, важными торговыми партнерами, привлекательным местом для инвестиций и туризма. Но важно понимать: Европейский Союз образца 2010 года – это уже не то оптимистическое, открытое для интеграции сообщество 90-х, несущее экономическое процветание и либеральную демократию в страны бывшего советского блока. Это даже не ЕС середины 2000-х – слегка обескураженный невозможностью быстро инкорпорировать своих неофитов, но, тем не менее, чутко относящийся к их проблемам.

Сейчас Евросоюз стоит не перед дилеммой из разряда: «куда в первую очередь нужно привносить свои ценности». Выбор совершенно другой: каким образом и за чей счет выйти из острого кризиса с наименьшими потерями.

На этом фоне вряд ли можно рассчитывать на какие-либо серьезные шаги Евросоюза в плане интеграции Украины или хотя бы простого поддержания интереса к тому, что здесь просходит. Да, Украине в ближайшее время могут предоставить план действий по переходу к безвизовому режиму. Но от подписания до реальной отмены виз – не один шаг, здесь многое зависит не только от украинских властей, а и от позиции самих стран ЕС, которая будет свидетельствовать лишь о том, какой из двух концепций в отношениях с Украиной придерживается Евросоюз.

Это будет или «мягкая изоляция» с визовым режимом, или «мягкая интеграция» в отдельных вопросах. Но не более того.

Евросоюз заявлял и заявляет о четких своих приоритетах, независимо от того, кто находится при власти в Киеве. Это невозникновение на территории сопредельного государства любых вооруженных конфликтов; избежание проблем с транзитом энергоносителей; борьба с нелегальной миграцией – другими словами, пресловутая «стабильность».

Любые другие попытки интеграции вряд ли пока могут пойти дальше ставших уже притчей во языцех «не открытых и не закрытых дверей» ЕС, или бессодержательной дискуссии о «признании (или непризнании) за Украиной европейской перспективы». А отечественные евроатлантисты могут, конечно, ждать и надеяться.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram