ГлавнаяОбществоЗдоров'я

Разработчики Медицинской информационной системы EMCiMED: “Весь рынок здравоохранения - наши клиенты” Ч.2 Актуально

Медицинская реформа в Украине набирает обороты и все более насущным становится вопрос инструментария, с помощью которого будет обеспечиваться работа системы здравоохранения. Одним из наиболее готовых продуктов является украинская медицинская информационная система EMCiMEД, прошедшая проверку в отечественных реалиях и не только отвечающая требованиям украинского законодательства, но и соответствующая мировым требованиям, предъявляемым к подобному программному обеспечению. Об этом и многом другом мы поговорили с Вадимом Терентюком, руководителем проекта EMCiMEД, в первой части интервью. Теперь представляем вашему вниманию вторую.

С какими сложностями команда столкнулась в процессе разработки МИС?

Любая разработка - это всегда сложности: как минимум, ресурсные. На другом уровне сложности - создание продукта, отвечающего потребностям заказчика, о которых он зачастую ещё и не подозревает.

В продукте необходимо архитектурно предусмотреть возможность взаимодействия с ним всех субъектов медицинского процесса: от частного врача до научно-исследовательского института. Необходимо соблюсти законодательство по учету медикаментов, требования Минздрава по оформлению и хранению документации, учесть бухгалтерские, финансовые и фискальные требования. Вот это всё надо не только держать в голове, но и собрать так, чтобы все элементы работали вместе.

А каковы основные сложности при внедрении МИС в учреждениях?

Основная проблема - тотальное отсутствие инженерно-технической инфраструктуры в наших лечебных учреждениях. Вторая - очень невысокий уровень применения информационных решений в медицине в целом. Обе эти проблемы привели к тому, что у сотрудников медицинских учреждений очень невысокий уровень компьютерной грамотности.

На уровень ниже - недостаточный уровень законодательного регулирования электронного документооборота в сфере здравоохранения.

В свете активного внедрения медицинской реформы, какие вызовы и возможности появились у системы EMCiMED?

Законодательное регулирование медицинской реформы описало и легализовало использование медицинских информационный систем как инструментов повышения качества здравоохранения в стране.

По сути, реформа дала старт широкой автоматизации лечебных учреждений. Одним из первых шагов будет создание единой базы зарегистрированных медицинских учреждений, единого списка зарегистрированных врачей, после чего состоится подписание договора между пациентом и врачом.

Многие явно не понимают, насколько это - стратегический шаг, удаляющий из схемы большое количество статистических служб, отделов и целых департаментов.

Таким образом делается первый шаг к пониманию того, сколько у нас есть лечебных учреждений, кто им управляет, сколько есть врачей с различными уровнями знаний и прохождением курсов повышения квалификации, а самое главное - к пониманию того, сколько пациентов обслуживает каждый врач.

В свете реформирования, одним из самых спорных вопросов является защита пользовательской информации. Как она защищена в медицинской информационной системе, в частности, в EMCiMED?

Это - многоуровневая модель. В первую очередь, речь о надежном логировании входа в систему: регистрация пользователя с четкими настройками прав доступа. У нас есть маркеры входа: настройка прав административным путем.

Второй уровень - защита информации на уровне базы данных. Кроме того, в нашей системе внедрена электронная цифровая подпись.

Весь комплекс защиты позволил нашей системе пройти сертификацию Государственной службы специальной связи и защиты информации.

В целом, насколько конкурентен рынок медицинских информационных технологий и кто является на нем основными игроками?

До начала медицинской реформы, по сути, рынка не было, как не было и конкуренции. Ведь как определяется рынок? Суммой, которую заказчики готовы платить за товары или услуги. Раньше спроса, как такового, не было - были лишь одинокие запросы, которые особой роли не играли.

Теперь ситуация меняется: как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения экономической выгоды. Появляется - и будет появляться - много стартапов. Однако эту конкуренцию ещё надо развивать, поскольку рынок не сегментирован.

Появляется много стартапов - в основном, это - пациентские сервисы, решающие отдельные проблемы. Они никак не конкурируют с полномасштабными МИС: не сохраняют и не архивируют данные, не позволяют принимать управленческие решения. Всё, что делают стартапы, делаем и мы, но на более высоком уровне.

Наша идеология в том, чтобы создать все необходимые клиентские сервисы и интегрировать их в единую систему - EMCiMED. Мы делаем комплексные решения, сопровождающие пациента от первичной медицинской помощи до стационара, третьего уровня медицинской помощи. На протяжении всего комплекса он имеет одну медицинскую карту, с данными которой - в понятном, читабельном и структурированном виде - он может ознакомиться в мобильном приложении.

Кроме того, существует и горизонтальная интеграция. Например, когда пациент меняет врача, новому специалисты не надо додумывать историю болезни или искать контакты предыдущего врача, чтобы уточнить что-то. Всё есть в электронной медицинской карте, где данные отвечают требованиям законодательства.

В этом случае, справку в бассейн можно получить практически в приложении, если нет каких-то сложностей или подозрений со стороны врача.

Каковы перспективы развития EMCiMED в кратко- и среднесрочной перспективе?

В краткосрочной перспективе мы интегрируем инструменты eHealth в наш продукт, чтобы врач работал не из отдельного приложения, которое мы будем предоставлять в качестве бесплатного продукта в соответствии с взятыми нами обязательствами перед государством.

В случае интеграции EMCiMED и eHealth, специалист сможет формировать статистику и пользоваться всеми необходимыми инструментами. Например, все результаты анализов, независимо от организации, давшей заключение, будут появляться в системе.

Кроме того, мы работаем над клиентскими сервисами: результаты анализов в телефоне и заключение меморандума с врачем через мобильный телефон

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram