С какими сложностями команда столкнулась в процессе разработки МИС?
Любая разработка - это всегда сложности: как минимум, ресурсные. На другом уровне сложности - создание продукта, отвечающего потребностям заказчика, о которых он зачастую ещё и не подозревает.
В продукте необходимо архитектурно предусмотреть возможность взаимодействия с ним всех субъектов медицинского процесса: от частного врача до научно-исследовательского института. Необходимо соблюсти законодательство по учету медикаментов, требования Минздрава по оформлению и хранению документации, учесть бухгалтерские, финансовые и фискальные требования. Вот это всё надо не только держать в голове, но и собрать так, чтобы все элементы работали вместе.
А каковы основные сложности при внедрении МИС в учреждениях?
Основная проблема - тотальное отсутствие инженерно-технической инфраструктуры в наших лечебных учреждениях. Вторая - очень невысокий уровень применения информационных решений в медицине в целом. Обе эти проблемы привели к тому, что у сотрудников медицинских учреждений очень невысокий уровень компьютерной грамотности.
На уровень ниже - недостаточный уровень законодательного регулирования электронного документооборота в сфере здравоохранения.
В свете активного внедрения медицинской реформы, какие вызовы и возможности появились у системы EMCiMED?
Законодательное регулирование медицинской реформы описало и легализовало использование медицинских информационный систем как инструментов повышения качества здравоохранения в стране.
По сути, реформа дала старт широкой автоматизации лечебных учреждений. Одним из первых шагов будет создание единой базы зарегистрированных медицинских учреждений, единого списка зарегистрированных врачей, после чего состоится подписание договора между пациентом и врачом.
Многие явно не понимают, насколько это - стратегический шаг, удаляющий из схемы большое количество статистических служб, отделов и целых департаментов.
Таким образом делается первый шаг к пониманию того, сколько у нас есть лечебных учреждений, кто им управляет, сколько есть врачей с различными уровнями знаний и прохождением курсов повышения квалификации, а самое главное - к пониманию того, сколько пациентов обслуживает каждый врач.
В свете реформирования, одним из самых спорных вопросов является защита пользовательской информации. Как она защищена в медицинской информационной системе, в частности, в EMCiMED?
Это - многоуровневая модель. В первую очередь, речь о надежном логировании входа в систему: регистрация пользователя с четкими настройками прав доступа. У нас есть маркеры входа: настройка прав административным путем.
Второй уровень - защита информации на уровне базы данных. Кроме того, в нашей системе внедрена электронная цифровая подпись.
Весь комплекс защиты позволил нашей системе пройти сертификацию Государственной службы специальной связи и защиты информации.
В целом, насколько конкурентен рынок медицинских информационных технологий и кто является на нем основными игроками?
До начала медицинской реформы, по сути, рынка не было, как не было и конкуренции. Ведь как определяется рынок? Суммой, которую заказчики готовы платить за товары или услуги. Раньше спроса, как такового, не было - были лишь одинокие запросы, которые особой роли не играли.
Теперь ситуация меняется: как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения экономической выгоды. Появляется - и будет появляться - много стартапов. Однако эту конкуренцию ещё надо развивать, поскольку рынок не сегментирован.
Появляется много стартапов - в основном, это - пациентские сервисы, решающие отдельные проблемы. Они никак не конкурируют с полномасштабными МИС: не сохраняют и не архивируют данные, не позволяют принимать управленческие решения. Всё, что делают стартапы, делаем и мы, но на более высоком уровне.
Наша идеология в том, чтобы создать все необходимые клиентские сервисы и интегрировать их в единую систему - EMCiMED. Мы делаем комплексные решения, сопровождающие пациента от первичной медицинской помощи до стационара, третьего уровня медицинской помощи. На протяжении всего комплекса он имеет одну медицинскую карту, с данными которой - в понятном, читабельном и структурированном виде - он может ознакомиться в мобильном приложении.
Кроме того, существует и горизонтальная интеграция. Например, когда пациент меняет врача, новому специалисты не надо додумывать историю болезни или искать контакты предыдущего врача, чтобы уточнить что-то. Всё есть в электронной медицинской карте, где данные отвечают требованиям законодательства.
В этом случае, справку в бассейн можно получить практически в приложении, если нет каких-то сложностей или подозрений со стороны врача.
Каковы перспективы развития EMCiMED в кратко- и среднесрочной перспективе?
В краткосрочной перспективе мы интегрируем инструменты eHealth в наш продукт, чтобы врач работал не из отдельного приложения, которое мы будем предоставлять в качестве бесплатного продукта в соответствии с взятыми нами обязательствами перед государством.
В случае интеграции EMCiMED и eHealth, специалист сможет формировать статистику и пользоваться всеми необходимыми инструментами. Например, все результаты анализов, независимо от организации, давшей заключение, будут появляться в системе.
Кроме того, мы работаем над клиентскими сервисами: результаты анализов в телефоне и заключение меморандума с врачем через мобильный телефон