Гилель - организация, с которой вы вместе 20 лет. Расскажите, с чего все начиналось и какие изменения за это время произошли.
Уже даже 22 года. Начиналось для меня всё неожиданно. По специальности я экономист. Закончил Институт связи, работал начальником экономического отдела в Институте Гипросвязь в Киеве. Но кроме основной работы у меня было ещё хобби, которое помогало мне выживать - я вёл свадьбы.
Были тамадой?
Да. Я провёл 882 свадьбы.
И почему не провели ещё 6 - для красивого числа?
Потому что заболела моя мама. Два месяца я сидел рядом с ней. Она умерла в том же первом роддоме на Печерске, где проработала 47 лет. Для меня мама это была вся моя жизнь. Микрофон взять в руки больше не смог…Выстоять помогла только семья.
Но вернёмся к Гилелю. После одной из свадеб ко мне обратился папа невесты и попросил помочь провести ещё одно мероприятие - организовать презентацию международного Соломонового университета, который создавался в 1993 году в Киеве. Я не поверил и отказался. Сказал, что не может в 1993 году быть еврейского университета в Киеве.
Почему?
Я настолько был пропитан этим чувством безнадёжности, что не поверил. Через месяц этот человек перезвонил мне и сказал: “Смотри, в последний раз приглашаю!”. Я согласился. И обалдел, когда пришёл на встречу - я увидел еврейскую элиту, интеллигенцию, профессуру. И сказал, что берусь двумя руками. Мне сказали: только зарплату тебе платить мы не можем, нет денег. Я говорю: не надо! Сделали презентацию Соломонова университета, и мне предложили стать директором культурного центра при нём. Я согласился и остался. Ректор - профессор Розенфельд Александр Ильич - предложил создать студенческий клуб. И мы создали “Авив”. Вы не представляете, насколько это было классно. К нам пришли потрясающие ребята, звёздочки, многие из них вскоре стали звёздами.
…Мы собирались два раза в неделю на Неманской. Но чем заниматься? Никто из нас не знал, что такое еврейская жизнь. Вообще никто. 1993-94 год, да. Одна девочка была, которая знала, что такое Шаббат, и что с этим надо делать.
И вдруг посольство государства Израиль и еврейский совет Украины сказали, что будут нам выделять 50 долларов в месяц. Это было целое богатство! Мы покупали чай, кофе, продукты, чтобы на Шаббат было. А потом решили, что будем играть в КВН - вот это, наверное, для молодежи интересно. И так начали играть, что вошли в городскую лигу. И вышли там в высший уровень. В общем, стали знаменитой командой - Соломонов университет, клуб “Авив”.
В 1995 году мне позвонили из американской благотворительной организации Joint. Сказали, что приезжает вице-президент всемирной организации Гилель и хочет с нами встретится. Приехал Йоси Гольдман, потрясающий человек, мудрец, мой учитель и раввин. И на базе нашей организации был создан региональный Гилель.
Основная задача Гилеля - сделать так, чтобы ребята знали, кто они. Знали свою историю, традиции, знали, что нужно помогать детям и старикам. И проводили вместе время.
Вы упомянули, что многие выпускники стали звёздами. Можете назвать фамилии?
Самый известный выпускник Гилеля - народный депутат Александр Грановский, теперь он председатель нашего попечительского совета. Также наш выпускник - вице-мэр Одессы Павел Вугельман. Ещё один известный выпускник Гилеля - Арсений Финберг, основатель “Интересного Киева”.
Стать членами организации могут не только евреи?
Конечно. В нашей организации можно изучать иврит, еврейскую культуру, традиции.
Наша организация названа в честь мудреца Гилеля. Он говорил: "Не делай никому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Если не я для себя, то кто для меня. Если я только для себя, то кто я?" Мы приучаем еврейскую молодежь к тому, что они должны жить не только для себя, но и помогать еврейской общине, нести ответственность. Они ответственны и за сегодняшний день, и за завтрашний день, и за детей, и за стариков. Вот и все.
Воспитание молодых еврейских лидеров - основное направление вашей работы?
У нас четыре основных направления. Первое - еврейское неформальное образование: дебаты, киноклубы, интеллектуальные войны - это потрясающий фестиваль в Одессе.
Второе направление - подготовка молодых лидеров. Мы проводим огромное количество разных тренингов и семинаров.
Третье - благотворительность и волонтерство. Это наша “Неделя добрых дел” и не только. Мы отправляем ребят в глубинку, чтобы помочь даже самым маленьким еврейским общинам. Очень много работаем с детскими домами, не только с еврейскими детьми.
Четвёртое направление - досуг. Я всегда говорю, что если ребята хотят выпить чаю, кофе или пива в 11 вечера, пусть они лучше придут в Гилель и сделают это в своём кругу в Гилеле, чем будут ходить где-то по барам.
Еврейское образование очень важно для президента Всеукраинского еврейского конгресса Вадима Зиновьевича Рабиновича. Он соблюдает традиции. Он иногда даже может позвонить кому-то из наших ребят и спросить, какая сейчас недельная глава (Торы - Авт.). «Рабинович беспокоит». Абонент: «Какой Рабинович?». Вадим Зиновьевич: «Тот самый». Вообще он очень интересный человек. Каждый день совершенно неожиданные шаги. Например, вдруг идея - создать Европейский еврейский парламент. И успешно создал.
Как изменилась - за 20 с лишним лет - жизнь еврейской общины, жизнь еврейской молодежи?
Приведу наиболее выпуклый пример. Когда мы начинали, я обращался во все известные еврейские международные организации - просил привезти преподавателей, чтобы проводить тренинги, семинары по истории, по традиции, по философии, по современному Израилю. Сегодня в этом нет необходимости - выпускники Гилеля первых поколений сами проводят такие лекции и занятия.
В начале 90-х годов люди падали в обморок, когда слышали, что играет “Хава нагила”. Когда ребята приходили в Гилель в 90-х, они ничего не знали о еврейской жизни. Их родители пытались скрывать свою национальность. А сейчас ребята приходят после еврейских школ, садиков, многие говорят на иврите.
Студенты за эти 20 лет сильно изменились?
Да, другие люди. Раньше приходили и общались друг с другом. А сейчас приходят и сидят в этих делах (показывает на телефон - Авт.). Но всё равно, это огромное удовольствие - работать с молодёжью.
Сколько сегодня в Киеве ваших студентов?
Около тысячи - это те, кто неоднократно посещает Гилель в течении года. Есть ещё не очень активные - они просто получают информацию о том, что происходит в Гилеле.
Вы вынуждены были закрыть Гилель в Донецке.
Да, это был очень успешный Гилель.
Как вы измеряете успешность?
У нас есть такой проект - Таглит, в рамках которого мы 10 дней возим ребят по Израилю. Принять участие в проекте может каждый, у кого есть еврейский корни. Но только один раз. Так вот, по количеству отправленных на Таглит мы судим о том, как количественно развивается Гилель. Донецкий Гилель шёл вверх. Но когда всё это началось, ребята из Донецка стали уезжать. Очень многие уехали в Израиль. Большая часть.
Репатриация - так называемая «алия» - идёт волнами. Сейчас одна из таких волн?
Да, это связано с войной. Израильское консульство даже увеличило количество людей, которые обрабатывают документы на выезд. В основном выезжают жители Востока. И Киева.
Почему Киев?
Отсюда едут те, кто раньше переехал в Киев с Востока.
Об IT-образовании. Компьютерные школы IT Hellel возникли в ответ на запросы студентов Гилеля?
Мы просто посчитали, что сегодня это самое востребованное направление.
Определенно. И самое перспективное.
Да, сейчас сумасшедший бум, мы уже открыли 4 школы - в Киеве, Одессе, Днепропетровске и Харькове. Они пользуются большой популярностью. Мы видим большую перспективу в развитии Гилеля, рассчитываем на поддержку меценатов и приглашаем еврейскую молодёжь приходить к нам.