ГлавнаяОбществоЖиття

Голос интеллигенции

Над входом в психиатрическую больницу в старой Испании была надпись: «Не всякий здесь принадлежит к ним, не все, принадлежащие к ним, здесь». Несколько дней пытаюсь осмыслить это мудрое изречение в приложении к украинской политике. Существенное различие: психически больные люди вызывают жалость и сопереживание, украинские политики – отторжение и брезгливость. Во всяком случае, многие из них, самые яркие, самые наглые. Те, кто в своей ежедневной деятельности руководствуется единственным принципом: пусть ненавидят, лишь бы помнили!

Так было всегда. Характерный пример: неизвестный истории студент на похоронах поэта Некрасова провозгласил, что Некрасов выше Пушкина. Он, тем самым, предсказал и символически предуготовил, что через сорок лет Ленин будет признан выше Гучкова и Милюкова. Разумеется, можно признать этот пример чужим, сугубо российским… Увы, нас это касается столь же однозначно. Даже если украинская нация произошла от шумеров (как утверждают некоторые «эксперты).

Ни при каком общественном порядке, ни при каких общественных условиях народ не является инициатором и творцом политической жизни. Серьезные (не украинские) политологи утверждают, что политический режим в любой стране формируют 20-30% ее граждан. Не более. В современных условиях это удел интеллигенции. Есть ли она в Украине? Слышен ли ее голос? Можно ли всерьез относить к интеллигенции тех политиков, которые вопреки желанию тысяч протестующих формально возглавили Майдан?

Фото: Макс Левин

Совсем не риторические вопросы. Не всякий принадлежит к ним… Кто же мы, послушное стадо, иногда взбрыкивающее против прямо угрожающего нашей безопасности вожака? Почему мы безучастно терпим, что прежние воры и политические импотенты, даже не умыв руки и лицо, ведут нас всех в свое личное светлое будущее?

Отвечу сам себе. Лучшие умирают и уезжают. Худшие занимают «руководящие кресла». Они, худшие, резво подписывают всевозможные декларации и резолюции, низко кланяются руке, дающей спасительные миллиарды. Мы – не греки, мы можем эту руку дающую обильно и публично поцеловать. Нам это не трудно.

А далее – как всегда. По раздавленному ужасом жизни в СССР советскому классику Тычине: нам свое робыть…

Да, есть в стране интеллигенты, их много. Несмотря на все скверное и разрушительное вокруг – есть. Но вот интеллигенции как совокупности морали и разума – нет. В стране, где нет политических заключенных, где телевидение и интернет дают возможность знать все (или почти все), нет интеллигенции. Нет той единственной силы, которая может приструнить так называемых профессиональных политиков.

Знаменитый французский политолог Жан-Франсуа Ревель записал: функция интеллигенции – высказывать критическую оценку событий даже тогда, когда она противоречит общественному мнению. Что ж, у нас некому выполнять эту функцию. В чем причина – не знаю. Особенности национального характера? Нет, Майдан тому примером. Качество материала, формируемого украинскими университетами?.. Уверенное существование архаичной советской научно-педагогической структуры, всех этих многочисленных отраслевых академий, виртуальных институтов и т.д. и т.п.?

Впереди – тьма. Тоннель без света. И совсем не Путин тому причиной.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram