Бывая по делам в Москве, он всегда заходил в дом своего эмфетеишного профессора, с которым искренне сдружился. Так вот, в семидесятые он услышал от жены профессора, преподававшей первокурсникам МФТИ, такое: «Понимаете, Шура, сейчас ситуация в институте резко изменилась. Еще десять лет назад мы отбирали лучших, самых лучших. Ведь вы знаете, учиться у нас очень тяжело, мы готовим элиту физики. Сейчас сверху дано указание принимать с учетом биографии, происхождения, партийности родителей… Поступают вполне приличные дети, искренне хотят учиться. Где-то в другом техническом вузе в Москве они были бы отличниками. А у нас – страдают, успешно учиться не могут. Я преподаю им, стараюсь поддерживать их… Но я же вижу, они теряют самоуважение из-за наших слишком высоких нагрузок».
Можно было бы всё это не вспоминать. Давно это было, да и не у нас, в Украине.
Тем не менее, украинская молодежь должна знать: процесс деградации высшего образования не связан с обретением независимости Украиной, он начался в СССР. К сожалению, у нас он продолжился, резко и активно.
Любые реформы в стране задохнутся, если кто-то из власть имущих не начнёт последовательную, глубокую и жесткую чистку профессорско-преподавательского состава наших университетов. Полностью игнорируя принадлежность того или иного конкретного человека к всевозможным псевдоакадемиям и прочим сугубо общественным образованиям. Сужу по выпускникам психологических и медицинских факультетов, деградация высшего образования и медицинской науки в стране усиливается, только у нас, в наших сугубо специфических украинских реалиях, президент страны (Ющенко) мог подписать документ о назначении директором «Института мозга» (!) авантюриста и преступника Слюсарчука, не имевшего никакого специального образования.
Трагедия – не только в прошлом. Она и в нашем недалеком будущем. Где модернизированная по современным мировым стандартам система национального здравоохранения, снабженная инструментом страхования, окажется мертвой, нежизнеспособной. Потому что «винтиками» её будут врачи и медицинские сестры, образованные по архаичным стандартам. Где психологи и врачи по-прежнему будут работать с детьми-аутистами «на глазок», без современного специального инструментария, где в качестве эффективных лечебных и реабилитационных методик будут предлагать общение с дельфинами… Где количество нейрохирургов в стране будет по-прежнему обратно пропорционально качеству оказания нейрохирургической помощи.
Вы когда-нибудь слышали от высоких начальствующих лиц, что реформы будут включать в себя и этот, образовательный компонент? Нет, не слышали. Потому что они, наши Главные Начальники, об этом не думают. А те, кто думает – боятся. Им есть чего бояться, умная, по-настоящему образованная молодежь их сметёт. Не будет терпеть их постоянной лжи, постоянных полу-решений, угодливых экспертов-консультантов, отобранных по принципу «наш король самый умный».
Еще один эпизод из далекого советского прошлого. В славные 60-ые годы в МФТИ, где преподавали самые яркие звезды мировой теоретической физики, был и свой парторг. Ну, как же в советском вузе без партийной организации. Был он физиком по своему никудышнему образованию, но больше был известен своими размышлениями на ниве марксизма-ленинизма. В МФТИ его, естественно, не любили, открыто издевались и категорически не пропускали к защите его докторскую диссертацию, посвященную критике теории относительности Эйнштейна с точки зрения диалектического материализма. По МФТИ бродило множество анекдотов на тему: «Интеллектуальный поединок Тряпкина и Эйнштейна». Все смеялись. А не следовало…
Защитился ли Тряпкин – не знаю. Но духовные дети его рассыпались буйной порослью по всей советской империи. Именно они, укрепившись корнями, составили цвет патриотической и всей остальной украинской науки, никем не цитируемой, никому не нужной и совершенно бесплодной.
Эй, министры Квит и Квиташвили, прочитайте этот мой опус! Ну, хотя бы, осудите!