Смена лиц в органах власти не привела к уменьшению уровня коррупции, а всего лишь к изменению фамилий коррупционеров. На государственные должности назначают людей, которые успели себя дискредитировать в прошлом участием в коррупционных схемах и даже успевших побывать в качестве подозреваемых и обвиненных в служебных преступлениях. Продолжается продажа должностей, поборы милиции, разворовывание государственного бюджета. Система управления государством остается крайне неэффективной, а шаги по ее реформированию не предпринимаются, и, похоже, не планируются.
Подтверждением высокого уровня коррупции стали выборы в местные органы власти. Так, в горсовет Киева прошли все "зарекомендовавшие" себя представители коррупционных "элит", разворовывавшие город на протяжении последних лет. Очевидно, что это же будет происходить и в органах власти на государственном уровне.
Сохранение действующей коррупционной системы приведет к дальнейшему обнищанию народа, политическому кризису уже до конца этого года, весьма вероятной потере государственности в результате оккупации РФ, которая не встретит особого сопротивления населения, разочаровавшегося не только во власти, но и в государстве в целом.
Коррупция в Украине – это не просто злоупотребления должностных лиц, а системная деятельность по выкачиванию национальных богатств преступными организациями, действующими на международном уровне и контролирующими власть и экономику в стране.
Борьба с коррупцией, как и прежде, носит имитационный характер.
Выносятся предложения по созданию дополнительных репрессивных структур – антикоррупционных бюро, люстрационных комитетов и т.д. Очевидно, что такие структуры при сохранении всех остальных условий будут такими же коррумпированными, как и действующие, станут еще одним инструментом незаконного обогащения.
С другой стороны, репрессивная политика – лишь незначительная составляющая борьбы с коррупцией, при сохранении системы коррупционеры будут продолжать преступную деятельность даже при угрозе уголовного преследования.
Негосударственные организации также имитируют борьбу с коррупцией уже много лет, не менее коррумпированы, чем органы власти, которые они, по идее, должны контролировать и, как правило, действуют в смычке с последними. Так, их члены представлены в разного рода "общественных советах", что позволяет таким организациям получать больше грантов от зарубежных организаций. Это только компрометирует борьбу с коррупцией, закрывает возможности для новых инициатив. Во время событий на Майдане такие "негосударственные организации", "институты гражданского общества" представлены не были, участия в этих событиях не принимали.
Третий эшелон имитации борьбы с коррупцией – международные организации и зарубежные партнеры. Как и прежде, они "оказывают поддержку гражданскому обществу", т.е. действующим уже много лет имитационным структурам, компрометирующим борьбу с коррупцией, проводят разного рода "тренинги", имеющие мало общего с потребностями страны.
Проекты по "формированию общественного мнения" (public awareness) против коррупции в стране, пережившей две антикоррупционные по сути революции, выглядят мало уместными. Международные организации, представленные в Украине, откровенно боятся новых проектов, не хотят изменять свою деятельность, а часто и достаточно плотно встроены в существующие коррупционные схемы.
Борьба с коррупцией требует перестройки системы управления государством в целом. Сегодня это задача не только Украины, но и Европы, цивилизованного мира в целом. Эти шаги должны быть сделаны под соответствующим международным контролем, который можно реализовать в привязке к программам экономической помощи от МВФ, G-7, ЕС и т.д. Необходимо создать постоянно действующую рабочую группу, занимающуюся оценкой ситуации и реализацией антикоррупционных проектов. Поскольку Украина нуждается в «плане Маршалла» для реформирования экономики, его составляющей должна быть декриминализация власти, отношений между властью и обществом. подобно тому, как оригинальный план предусматривал денацификацию.