Давно это было, в конце девяностых. Я попросил тогда свою коллегу в США, известного профессора-исследователя, узнать, какова же процедура подачи заявок на присуждение этой премии. Коллега ответила сразу же, но ее ответ разочаровал меня: эту премию, носящую имя Игнобелевской, присуждают ученым, чьи конкретные и завершенные исследования не имеют никакого теоретического и практического смысла. Иными словами, присуждают за бессмысленные, никому неинтересные исследования. Да, это именно так: имитаторы и шарлатаны на получение Игнобелевской премии не могут претендовать. Поскольку вообще исследователями не являются.
Увы, мое личное досье на украинских шарлатанов продолжает расти. А ведь я собираю «достижения» только тех, кто претендует на диагностику и лечение психических болезней и заболеваний неврологических. Здесь и выдающиеся наши дельфинотерапевты, и один вполне успешный кошкотерапевт (не ветеринар, он лечит не кошек, а самими кошками), и нейрохирурги, умеющие скальпелем лечить… шизофрению, и неврологи-профессора, бесхитростным снадобьем обещающие излечить детей, страдающие врожденной болезнью Дауна. Тут и цветные очки, излечивающие депрессию, и резиновые шапочки с поддувом, массирующие (с лечебной целью, разумеется) череп психически больного ребенка, и неизвестные по составу, но очень-очень эффективные «итальянские» препараты в ампулах… Да, чуть не забыл, еще лошади своим «излучением» излечивающие детей от грозного аутизма.
Прежде, в советские времена, подобными исследованиями занимались мудрые генералы в Министерстве обороны и Комитете государственной безопасности. Те народных денег совсем не жалели, закачивали их и в специальные закрытые институты, и в отдельные лаборатории институтов вполне открытых. И у нас, в советской Украине, таких исследований было много. И все – без результата. Даже черноморских дельфинов не смогли научить уничтожать враждебных диверсантов-водолазов и их подводные лодки. Впрочем, подобным занимались и мудрые американские генералы. И также почти без результата.
Умелые парни и сегодня отщипывают кусочки российского бюджета на свои шарлатанские идеи. Это возмущает серьезных российских ученых, публикующих свои протесты в специальных и неспециальных российских изданиях. У нас, в Украине, таких публикаций нет. То ли нет таких бюджетно финансируемых шарлатанов, то ли серьезных ученых уже нет, все уехали…
Итак, некому в Украине давать Игнобелевскую премию, в просторечье именуемую у нас Шнобелевской. Никто не исследует, как влияет на продолжительность жизни лабораторных мышей оперное пение. Да и зачем что-либо исследовать, если уважаемые профессора от украинского здравоохранения интуитивно постигают научные факты, предлагая все новые и новые методы лечения пациентам и их родственникам. За деньги, разумеется. За хорошие, крупные деньги.
Вот скоро наш самый гуманный в мире суд выпустит на волю небезызвестного псевдоврача Андрея Слюсарчука. И правильно сделает: зачем держать в тюрьме человека, если дипломированные профессора, настоящие, дипломированные врачи «знают», как успешно лечить болезнь Дауна. Да, такие мы с вами европейцы.