ГлавнаяОбществоЗдоров'я

"Многие врачи увлекаются искусством, чтоб не сойти с ума на нашей работе"

В 2013 году исполнилось 160 лет зданию анатомического театра, где ныне находится Национальный музей медицины Украины. Здание в стиле позднего классицизма было построено по проекту архитектора Александра Беретти. Здесь работали многие известные врачи с мировым именем и будущие именитые писатели. В одном из наибольших медицинских музеев Европы можно увидеть и интерьер бани времен Киевской Руси (тогда бани использовались еще и для лечения), и обстановку визита земского доктора в селянскую хату, и фигуру Николая Пирогова в полный рост, сделанную из стоматологической пластмассы. Здесь есть даже диорамный комплекс, посвященный теме сталинских репрессий врачей и участию медиков во Второй мировой.

«Когда представители Европейской ассоциации музеев медицинского профиля впервые попали к нам, они были приятно шокированы. За границей медицинские музеи ютятся в одной-двух комнатках в медицинских университетах. У нас же - громадное здание и богатая экспозиция. И это притом, что государство выделяет нам деньги только на зарплату и коммунальные услуги», - с гордостью говорит о музее его директор, профессор, врач-гастроэнтеролог Вадим Шипулин.

Мы расспросили Вадима Петровича о жизни музея, о том, почему среди экспонатов нет фигуры Михаила Булгакова, о том, как в экспозиции появилось полотно «Голодомор» и о многом другом.

Фото: Инна Привалова

Лучше, чем у мадам Тюссо

Ваши фигуры, наверное, часто сравнивают с экспонатами музея мадам Тюссо?

Единственный мастер, который работает над нашими фигурами, знает секрет, но не имеет учеников, – Спартак Максимович Британ. Ему 82 года. И дело даже не в том, что он не делится секретом, а в том, что в эпоху 3D принтеров никто не хочет этим заниматься.

Что касается фигур в музее мадам Тюссо, то они проигрывают тем, что, во-первых, они сделаны из воска, а наши из более прочной фотополимерной стоматологической пластмассы. А во-вторых, сами по себе фигуры мадам Тюссо не производят должного впечатления – кто-то больше похож, кто-то меньше. У нас же фигуры вписаны в интерьер того времени, который озвучен голосами классиков украинского театра.

Что касается фигур в музее мадам Тюссо, то они проигрывают тем, что, во-первых, они сделаны из воска, а наши из более прочной фотополимерной стоматологической пластмассы. А во-вторых, сами по себе фигуры мадам Тюссо не производят должного впечатления.— Вадим Шипулин

Например, в озвучивании диорамы, посвященной оказанию медицинской помощи защитникам Киева в августе 1941-го, использована запись «Минуты молчания» в исполнении диктора Всесоюзного радио Веры Енютиной. Это редкая запись, так как после эмиграции диктора в США в 1977 году, «минута молчания» была переозвучена Юрием Левитаном, а затем Игорем Кирилловым. Часть интерьера также озвучена голосом народного артиста УССР Николая Олялина.

Фото: www.lime-tour.com

Сама работа была создана силами украинских художников под руководством М.Хана. До этого диорамы создавались исключительно в Москве, на студии военных художников им. М.Грекова. Благодаря игре света в течение дня, картинка меняется. Для ветеранов, которые к нам приходят, оборона Киева - одно из наиболее драматичных событий. Благодаря военной операции в этом регионе удалось оттянуть наступление фашистов на Москву в 1941 году. А сама диорама показывает реальную военную обстановку в районе тогдашней сельхозакадемии (ныне – Аграрный университет), передвижной медицинский пункт в подвале академии. Переживая вновь и вновь эти события, ветераны часто уходят со слезами на глазах и словами признательности.

«В начале XVIII века в Европе на вскрытия продавали билеты»

На ваш взгляд, чего не хватает киевским музеям, чтобы в них были такие же очереди, как в Лувр в Париже или, скажем, музей Ван Гога в Амстердаме?

У нас есть чем гордиться. В советское время всех уважаемых гостей Киева приглашали именно в наш музей. Очереди были расписаны на несколько месяцев вперед. Здесь можно увидеть не просто пробирки или скальпели. Это – настоящий музей-театр, не зря он раньше так и назывался - анатомический театр. А улицу Фундуклеевская (ныне – Богдана Хмельницкого) именовали улицей трех театров: театр Бергонье (ныне – Национальный академический театр русской драмы им.Л.Украинки), городской театр (Национальная опера Украины) и Анатомический театр.

У вас есть интересный экспонат — устав анатомического театра.

Само название «анатомический театр» Петр I привез из заграничных вояжей. В начале XVIII века в Европе на вскрытия продавали билеты. В это здание билеты никогда не продавались, но были очень жесткие правила его посещения. Действительно, у нас есть устав анатомического театра, где жестко прописывались правила обращения с останками людей. Их хоронили по тому обряду, к которому принадлежал покойный. В штате медицинского факультета университета состоял православный священник. Если необходимо, приглашался мулла или раввин. И это правило очень жестко соблюдалось.

За время существования анатомического театра больше 10 тысяч людей отдали свои тела служению науки. Здесь же до революции здесь находились фундаментальные кафедры медицинского факультета: анатомии, физиологии, гистологии, судебной медицины. В этом же здании до 1919 года находился городской морг. Сейчас в музей может попасть каждый желающий, но вскрытия тут не проводится.

Фото: Инна Привалова

О Булгакове и Голодоморе

Приходят к нам и поклонники творчества Михаила Булгакова. В этом здании он не сдал полулекарский экзамен по гистологии и был вынужден уйти в годичный отпуск. И в этом же здании происходит одна из сцен «Белой гвардии»: Николка Турбин искал тело полковника Най-Турса.

А почему среди экспонатов музея до сих пор нет фигуры Булгакова?

Зачем тиражировать имя Булгакова: у нас уже есть Музей одной улицы на Андреевском спуске, музей Булгакова. Если посмотреть интерьер земского доктора, то доктор очень напоминает Антона Павловича Чехова. Это воспоминание о тех земских лекарях, которые оказали серьезное влияние на развитие системы здравоохранения. И сейчас переход к семейному врачу – это некая попытка возвращения к земскому врачу. У нас в разобранном виде есть фигура умирающего Столыпина, которому оказывали помощь киевские врачи. К сожалению, его ранения были не совместимы с жизнью. Тем не менее, киевские врачи, включая профессора Феофила Яновского, были отмечены памятной медалью Николая II за помощь Столыпину.

С Киевом связаны истории многих знаменитых врачей: Образцова, Стражеско, Пирогова, Беца. Забытая фигура – профессор Меринга, усадьба которого простиралась от нынешнего Майдана независимости до театра Франко. У него была хорошо развита коммерческая жилка, и он входил в число 12 тысяч киевлян, которые имели право голоса. Он был консультантом бесплатной больницы для еврейской бедноты. В знак благодарности пациенты помогали ему покупать участки в разных районах Киева.

Фото: www.lime-tour.com

Как в музее появилось полотно «Голодомор»?

Задолго до конъюнктурного раскручивания этой темы, лет за 7-8 до прихода Виктора Ющенко. Это была идея основателя музея – Александра Грандо. Так же, как и тема казачества. Скорее всего, это было предвидение и глубокое проникновение в историю.

«На капитальные расходы музея не выделялось ни копейки»

Я знаю, что в настоящее время Национальный музей медицины пытается добиться передачи земельного участка, на котором находится здание, чтобы начать реставрационные работы...

Да. С 1989 года музей не мог получить в управление здание, в котором находится. До 2007 года здание находилось на балансе Национального медуниверситета, но не ремонтировалось им. А музей не имел право проводить ремонт. В 2007 году решением Хозяйственного суда г. Киева, подтвержденного высшими судебными инстанциями, здание было передано в оперативное управление музею.

Сейчас мы пытаемся добиться передачи земельного участка, иначе не сможем начать реставрационные работы. Юридический казус заключается в том, что если бы здание передавали из одной формы собственности в другую, то участок автоматически бы перешел новому собственнику. Но поскольку здание осталось в госбственности, изменилось только оперативное управление, то землепользователем по-прежнему остается медуниверситет.

Фото: mapia.ua

Здание практически 160 лет простояло без ремонта. Его нынешнее состояние не угрожает сохранности коллекции музея?

Хоть здесь и очень старые коммуникации, раньше строили на совесть. И благодарить за это нужно фирму купца Аринштейна, которая за два года построила фактически без фундамента здание, пережившее царей, социализм, эпоху дикого капитализма, и еще постоит.

С 2007 по 2013 годы на капитальные расходы музея не выделялось ни копейки. В 2013 году планировалось выделить пять млн грн, но они не выделены. Прежняя проектно-сметная документация требует переутверждения. Поскольку это здание - памятник архитектуры национального значения (это архитектор Береттти-младший, 1853 год), то здесь очень сложные и дорогие реставрационные работы. Ведет нас проектная организация «Укрпроектреставрация». Полная реконструкция и реставрация здания оценивается порядка 50 млн. грн.

«Раньше врач обязан был знать все от «Баха до Фейербаха»

В музее появятся какие-то новинки в связи с празднованием 160-летия здания?

При помощи современных технологий нам удалось собрать очень интересную подборку фотографий, как выглядели это здание и улица в разные эпохи. Мы каждые две недели открываем выставки современных украинских врачей-художников. Не секрет, что многие врачи увлекаются искусством, поскольку это один из способов не сойти с ума на нашей психологически тяжелой работе. Что и говорить, престижность врачебной профессии значительно упала. Люди не хотят долго учиться, а врачу приходится учиться всю жизнь. Да, у «врачей-светил» большие зарплаты, но таких - единицы. А у остальных зарплаты не сильно отличаются от средней зарплаты квалифицированного рабочего. И это – общемировая тенденция.

Более того, работая на кафедре терапии Национальной академии последипломного образования, могу сказать, что уровень общего образования врачей неуклонно снижается. Раньше врач обязан был знать все от «Баха до Фейербаха». Из первых 16-ти поступивших в 1841 году на медицинский факультет первого набора университета Святого Владимира через пять лет закончили всего трое. А сейчас выпускаемость - 90-95% всех поступивших в медуниверситет.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram