ГлавнаяКультура

Русские не сдаются

В широкий прокат выходит очередной “великий фильм о великой войне” - масштабное 3D-IMAX-полотно Федора Бондарчука “Сталинград”, который сам режиссер попеременно называет то аттракционом, то греческой трагедией.

Фильм Бондарчука, основанный на легендах, вроде сталинградского Дома Павлова, в котором советские солдаты держали длительную оборону, и дневниках жителей того времени, строго говоря, не является фильмом о войне. Это фильм, скорее, о любви, а потому и смотрится еще более картонно, чем если бы просто пытался повторить успех военных драм советского периода.

Фото: www.kinopoisk.ru

Пятеро советских солдат, которым удалось прорваться в оккупированный Сталинград, влюбляются красивой и светлой любовью в 19-летнюю Катерину. Катерина живет в доме, который стоит на берегу реки и который попеременно занимают то советские войска, то немецкие. Девушка не успела вовремя уехать, поэтому решила остаться в родном доме, похоронив всех соседей и родственников. По другую сторону фронта разворачивается другая история любви - довольно мрачная и предельно иррациональная. Немецкий капитан Петер Кан, совершенно озверевший от войны, привязывается (влюбленностью это сложно назвать) к русской девушке Маше, похожей на его покойную жену. Маша, ни слова не понимая по-немецки и поначалу не испытывая к Кану ничего, кроме отвращения, зачем-то в него влюбляется.

Так и показывают зрителям эти любовные истории по очереди, то и дело вставляя напоминание о том, что идет война: вот Кан носит своей любовнице еду, вот русские солдаты ищут подарок для Кати, вот немецкий командир, который ничем, кроме бритья или распития кофе, кажется, не занят, отдает жестокие приказы.

Пожалуй, главный вопрос, возникающий после просмотра трейлера фильма: неужели Бондарчук снял “Сталинград” в комиксовой эстетике “300 спартанцев” Зака Снайдера? Ответ: нет. Хотя, кажется, никто бы не удивился, если бы да.

Как ни странно, “Сталинград”, которого все интеллигентные люди в России побаивались (и опасения возросли, когда фильм выдвинули на “Оскар”), встречают там очень тепло. В Украине на пресс-показе к фильму тоже отнеслись неплохо, хотя, хочется надеяться, зрители будут к нему более критичными.

Фото: www.kinopoisk.ru

Чтобы полюбить этот фильм, украинцы должны быть готовы сделать Вторую мировую или Великую отечественную частью мифологии - так, как это сделал Бондарчук. Он дошел до той степени абстракции, когда уже и документальность неважна, и национальность солдат, воевавших по обе стороны фронта, и вообще все - неважно. Важен миф - Великая страна победила немецко-фашистских захватчиков. Все.

Так что вполне закономерно, если мало кто в Украине окажется готов к такому: эта война здесь еще не до конца осмыслена, а для осмысления нужно пройти еще много этапов, в том числе и в искусстве. В России все нужные этапы сочли пройденными, и теперь Сталинградская битва кажется такой же обросшей легендами архаикой, как и, скажем, какая-нибудь битва под Фермопилами.

Бондарчука мало заботят детали, ему нужна атмосфера. Атмосфера величия, сдобренная пафосными речами о Великой стране и умноженная на широту русской души в формате IMAX 3D.

Если бы пафосных речей было поменьше, поменьше всех этих утомительных обобщений, по типу “русские сражались против немцев”, если бы герои фильма не были похожи на двухмерные портреты с античных амфор, “Сталинград” было бы можно смотреть, не дергаясь.

“Сталинград” - и этим создатели фильма непомерно гордятся - сделан по рецептам голливудских блокбастеров, но, как говорится, “с русскою душой”. При всей античной трагичности, которую Бондарчук приписывает своему фильму, ему с лихвой хватает и русской беспощадности: чего только стоят сцены с горящими солдатами, идущими на осоловевших противников, сожжением матери с ребенком, заподозренных в принадлежности к еврейской национальности, (у фильма рейтинг 12+, на минуточку) в заколоченном вагоне, и романтическим свиданием одного из героев с Катей с видом на звездное небо, озаряемое взрывами. Все это называется “аттракционом” (определение Александра Роднянского, продюсера фильма).

Фото: www.kinopoisk.ru

При этом “Сталинград”, щекоча нервы зрителю и так, и эдак (русские просто так со зрителя не слезут, они просто так не сдаются: нет-нет, да вышибут слезинку), ухитряется быть скучнейшим фильмом. Единственный вопрос, возникающий после его просмотра: “зачем?”. После фильма Бондарчука даже оба продолжения “Утомленных солнцем” Никиты Михалкова (вот уж поистине бессмысленность и беспощадность в одном флаконе) кажутся радикальным искусством из ряда перформансов венских акционистов. Настолько он утомителен, неубедителен и даже порою оскорбителен. Когда на тебя сыплются цветочки сакуры, а потом бегут горящие солдаты в 3D, а потом все это еще обзывается кинематографом, - это, поверьте, очень обидно.

В прокате с 10 октября.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram