ГлавнаяБлогиБлог Марии Павленко

Решение конфликта в Арсенале – в юридической плоскости

Скандал вокруг черного квадрата на месте работы Владимира Кузнецова «Колиивщина» уже давно исчерпал себя.

От него устали художники, о нем забыла общественность. Тем не менее, о нем продолжают выходить публикации, а также собираются целые ассамблеи трудящихся искусства, желающих о нем поговорить. Если вдруг непосвященный в тайны подземных течений украинского искусства зритель через десять лет попадет на материал с призывом бойкотировать Мыстецкий Арсенал и у него возникнет невольный вопрос WTF, ниже - подробный ответ.

Фото: https://www.facebook.com/VM.photoschool

Итак, Наталия Заболотная зарисовала роботу Владимира Кузнецова. Владимир не повиновался, и оправданно призвал к справедливости через медиа и facebook (хотя я уже начинаю теряться, где в этой ситуации справедливость). Тут же Кузнецова призвалась защищать некая Инициатива Самозащиты Трудящихся Искусства (ИСТИ), в состав которой он то ли входит, то ли нет. Далее произошло много других событий, за которыми я наблюдала со стороны, иногда комментируя в своей странице на facebook. И вот далее стали происходить вещи, которые заставили меня сменить свою позицию на активную.

Итак, некая организация ИСТИ призвала к бойкоту выставки Великое и Величесвенное, а также Мыстецкого Арсенала. Затем она призвала к бойкоту Арсенала уже международных кураторов, которые рассматривали возможность курирования 2й Киевской биеннале, написав им открытое письмо.

Основной вопрос, который у меня возник после письма кураторам такой: Я – художница. Ок, трудящаяся искусства. Я не бойкотирую Арсенал. У меня другой взгляд на проблему. Его учли? О нем спросили? Почему некая закрытая организация, номинально самозащищающая мои права, призывает к бойкоту, к которому не призываю я. Может, был какой-то опрос или круглый стол, который я упустила?

Дабы прояснить ситуацию, я решила обратиться к ИСТИ с открытым письмом, детальный текст которого можно прочитать здесь.

Если коротко, то в моем письме я задала детальные вопросы об активности ИСТИ, ее составе, репрезентативности и механизме принятия решений. Так же спросила о бойкоте, задала вопрос, не нарушает ли бойкот права художников, участвовавших в выставке «Великое и Величественное», а так же всех-всех-всех кто на протяжении года выставку создавал.

Так же я посредством моего письма попробовала донести до мифической ИСТИ свое мнение: я не вижу смысла в бойкоте, я считаю диалог более конструктивным путем решения конфликта.

Но увы, судя по всему инициативе, самозащищающей мои права, не нужен диалог со мной, как это не абсурдно. На данный момент я не получила ответа от ИСТИ на мое письмо. В своих многочисленных публикациях ИСТИ продолжает писать о бойкоте, рефлексируя на мое письмо и говоря о невозможности диалога. Правда, обещали ответить… Когда-то…

Как показала практика (имевшая место на открытой дискуссии в Арсенале), диалог с мифически-реальными членами ИСТИ и самим Владимиром Кузнецовым - действительно задача непростая. По той простой причине, что он ИСТИ… просто не выгоден. У них скорее другие планы, связанные с протестно - жертвенным образом и медийным резонансом, им вызванным, о чем свидетельствует свеженькая публикация на colta.ru, где по несколько раз прокручиваются все те же ляпы Наталии Заболотной, поисчерпавшие себя в украинских медиа. А так же то, что все новости по теме старательно собираются в специально созданном для этого блоге.

И это при том, что Наталия Заболотная уже несколько раз извинилась за свои слова и поступки.

Но нет, ИСТИ – ребята суровые, сказали мне, что прощают в церкви, а они Наталии уже ничем помочь не могут, дороги назад нет (Лада Наконечная на colta.ru: «Что сделала госпожа Заболотная, приказав закрасить «Страшный суд» Владимира Кузнецова, приглашенного ею к участию в выставке? Она произвела Scandalon — камень преткновения — то, что не в нашей власти исправить ни прощением, ни наказанием и что остается поэтому препятствием для всех дальнейших действий и поступков.»). И тут конечно нет ни капли шкурных интересов, чистая борьба за идею и медийные полосы.

Самый комичный момент ассамблеи (круглого стола в Арсенале) – это предложение команды Арсенала Кузнецову воссоздать закрашенную работу, и его уход от утвердительного ответа. Так я и не поняла, почему Владимир не согласен воссоздать свою работу по приглашению Арсенала.

Самый грустный момент, это то, что организация, самозащищающая мои права, добилась своего, и от кураторства дискуссионной платформы уже отказался Борис Гройс. Кто же защитит меня от организации, самозащищающей мои права? Я прошу юристов прокомментировать мой вопрос…

И тут неожиданно возникает ответ на другой вопрос - каким может быть истинное разрешение конфликта в Арсенале. А именно, в ситуации закрытости к диалогу одной из конфликтных сторон и отсутствия согласия по ключевым точкам между сторонами его разрешение может лежать исключительно в юридической плоскости, в которую ни Кузнецов, ни самопровозглашенная ИСТИ упорно не хотят обращаться. В своем письме Наталии Заболотной Владимир Кузнецов выдвигал требования, и писал, что в случае их невыполнения подаст в суд. В результате он считает свои требования не выполненными, но и в суд не подает, зато на месте суда возникает самопровозглашенная инициатива, которая в императивном тоне говорит от имени художника с командой Арсенала. «Вот это цензура, и мы так решили». Подтверждением сказанного есть комментарий Владимира Кузнецова для ARTUkraine: «А что тут разбираться? Совершено преступление, преступник этого не признает, диалога не начинает. Я дал вопросы Арсеналу. Пока нет ответа, какие могут быть вопросы сотрудничества? Ну не делать же биеннале на преступной основе ...». Действительно, что тут разбираться, если Владимир и суд, и адвокат и прокурор, а ИСТИ – комиссия по морали.

Но все же, кто они такие Владимир Кузнецов и ИСТИ, чтобы устраивать самосуд над Наталией Заболотной? С другой стороны, имела ли Наталия Заболотная как куратор право закрашивать работу Кузнецова? Было ли закрашивание работы актом цензуры? Мне кажется, что в этих вопросах должна быть поставлена юридическая точка, иначе они станут бесконечной темой для дискуссий и спекуляций.

Мария Павленко Мария Павленко , Художница
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram