ГлавнаяКультура

Страна непризнанного интеллекта

Экспортируя интеллектуальный продукт на десятки миллионов долларов украинцы учатся зарабатывать деньги, но при этом они играют на руку исключительно имиджу своих покупателей.

Украинские писатели создают успех рынку популярной литературы в России, а украинские создатели спецэффектов - помогают американцам поражать мир голливудским кинопроизводителям. Вот только это никак не способствует формированию имиджа Украины как страны производителя интеллектуального продукта.

Олди - писатели Олег Ладыженский (слева) и Дмитрий Громов - на презентации книги в российском издательстве Єксмо
Фото: wikimedia.org
Олди - писатели Олег Ладыженский (слева) и Дмитрий Громов - на презентации книги в российском издательстве Єксмо

Один из самых читаемых жанров в самой популярной литературе - фантастика. Миллионные тиражи и огромное количество читателей - удел успешных авторов, число которых на рынке русскоязычной литературы исчисляется десятками. И если посмотреть на российский рынок фантастики - едва ли не половина “пьедестала почета” самых читаемых авторов - живут и творят в Украине. Николаевец Васильев, харьковский Олди, никопольчанка Панкеева, донецкие Березин, Веров, Белозеров... Если зайти на один из “фантастических” литературных сайтов в России и начать просматривать биографии авторов в разделе “самое популярные” окажется, что в Украине живет - как минимум - каждый третий «российский» автор. О чем обычно в аннотациях к книгам скромно умалчивается.

Лидеры рынка при этом имеют весьма неплохие доходы - и даже несмотря на пиратство в интернете, имеют возможность концентрироваться на творчестве. Писатели при этом не действуют как «одинокие волки», а строят собственную инфраструктуру. Пример может послужить Донецкий Клуб Любителей Фантастики – он в свое время задумывался как средство обратной связи и постоянного общения читателей и писателей. И эту функцию исправно выполняет – а заодно способствует развитию молодых писательских кадров, которые появляются и постепенно находят свое место. В Донецке в число таки «молодых звезд» относят Георгия Савицкого, дебютировавшего недавно, но стремительно набравшего популярность, Игоря Вереснева, Екатерину Булах... Кроме того, писатели – члены клуба – регулярно проводят встречи с читателями в сети книжных магазинов «Буклет». Кстати, среди читателей также все больше молодых лиц.

Практически все наши авторы, повторимся, преимущественно издаются в России. Причина банальная – российские издательства платят реальные и ощутимые гонорары. В Украине, например, в луганском издательстве «Шико», да и в некоторых других издательствах, книги украинских авторов также издавались, но заработать на фантастике в Украине пока проблематично. То же луганское издательство, несмотря на все старания, пока не вышло на уровень продаж, который мог бы сделать бизнес рентабельным. Поэтому фантасты издаются там не из корыстных побуждений - это своего рода проявление "фантастического" патриотизма.

Успехов на рынках продуктов “из головы” добиваются не только украинцы, умеющие работать пером. Весьма от них далекие по профилю деятельности, но близкие по духу креативности, производители спецэффектов для кино тоже наладили успешный экспорт своих “умочасов”. Российские блокбастеры – “Дозоры”, “Высоцкий” и им подобные во многом опираются на спецэффекты украинских студий. Впрочем, сейчас ситуация меняется.

Наши производители спецэффектов вышли на рынок Голливуда - в качестве субподрядчиков многие украинские студии готовят эффекты для фильмов “второй волны”, а некоторые уже пробились и в класс “А”. При этом они начинают отказываться от российских заказов. “Русские не хотят платить столько, сколько платят в Голливуде - считают, дорого”, - этот аргумент автору довелось слышать от нескольких украинских дизайнеров, -”понятно, что мы предпочитаем работать на Америку – в Калифорнии еще и климат приятный, на переговоры летать комфортно”, - шутят они.

Между тем мы имеем в активе отнюдь не только фантастику и спецэффекты. Украинский интеллектуальный продукт – это и проект космодрома в Бразилии (почти полностью спроектированного на Соломенке в Киеве), и проекты самолетов (производят их потом не у нас – больше в России, но проектируют то наши!) и IT технологии, о развитии которых в Украине не говорит только ленивый. Украинские айтишники, на фоне всеобщей стагнации в киевских бизнес центрах, арендуют площади десятками тысяч метров постоянно добирая персонал. Кстати, данные, получаемые в Швейцарии на адронном коллайдере анализируются и обсчитываются украинцами в Сумах и Харькове. Список можно продолжать – десятками направлений интеллектуального труда. Украина – страна людей, умеющих делать и продавать интеллектуальные продукты, востребованные во всем мире.

В киевском офисе крупнейшей IT-компании Globallogic
Фото: www.globallogic.com.ua
В киевском офисе крупнейшей IT-компании Globallogic

Да, мы научились успешно продавать свой интеллектуальный продукт миру. Но не научились продавать миру свои ключевые преимущества как нация, в отличии от многих других народов. Индусы – массовое программирование и call-центры на английском для всего мира, китайцы - труд и упорство, японцы - качество и верность традиции, британцы - стиль и история... Украина – пока еще страна без лица. 22 года для истории не срок – мы пока еще создаем отношение к себе. Но абсолютно точно, что если процессом формирования лица страны не управлять, то прорисоваться могут отнюдь не самые симпатичные черты.

Пока попытки украинского государства управлять процессом формирования национального имиджа – выделив какой-либо бюджет для продвижения страны – преимущественно заканчивается традиционным для нас коррупционным скандалом (либо чем то настолько страшным по форме, что... лучше бы не начинали). Но частные структуры – в отрыве от государства – реализовать подобные вещи не могут в принципе (даже при наличии желания).

Единственным эффективным вариантом видится вариант государственно-частного партнерства – примеров такого рода организаций национального уровня в мире хватает. Обеспечивая эффективный менеджмент и финансирование целевых программ продвижения имиджа Украины со стороны частного сектора в сочетании с возможностью использовать представительские и информационные ресурсы бюрократических структур государственной машины можно многого добиться. Особенно если в такую работу включаться еще и сами создатели украинского интеллектуального продукта – они же, зачастую, и гражданские активисты.

Создание такой структуры в наших условиях (два украинца – три гетьмана, плюс тривиальный недостаток профессионалов, плюс непонимание многих «а зачем?») не представляется легко реализуемым, путь к управлению формированию имиджа интеллектуальной Украины лежит именно в этом направлении. Пока по нему никто не идет. Пока?

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram